«АвтоВАЗ» оплатит дилерам в декабре рекламу только Lada Vesta

Это поддержит вывод на рынок комплектаций с вариатором и поможет разгрузить склады, считают дилеры
Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейший в России автопроизводитель, «АвтоВАЗ», предупредил дилеров, что в декабре будет компенсировать рекламные расходы на продвижение только семейства Lada Vesta. Об этом «Ведомостям» рассказали менеджеры трех дилеров автопроизводителя. По их словам, ситуация нестандартная – обычно «АвтоВАЗ» частично возмещает расходы на рекламу всех моделей.

«Мы не комментируем детали коммерческих взаимоотношений с дилерами», – сказал представитель «АвтоВАЗа».

Компания объяснила это ограничение стартом продаж Vesta с вариатором (бесступенчатой автоматической трансмиссией) Jatco в паре с 113-сильным мотором объемом 1,6 л альянса Renault-Nissan, продолжают дилеры. Продажи этой новинки начались в понедельник, 25 ноября. Цены в комплектации с вариатором начинаются с 736 900 руб., с механической коробкой передач – с 606 900 руб.

Упор на продвижение Vesta в декабре – скорее повод привлечь внимание не к новинке, а ко всему семейству Vesta, считает один из собеседников «Ведомостей». Это поможет разгрузить склады, добавляет он. У его компании общие запасы автомобилей Lada находятся на уровне 2-месячных продаж, Vesta – 2,5. У другого дилера запасы на уровне 2-месячных и 3-месячных продаж соответственно. Первый дилер объясняет увеличенные запасы Vesta ее перепроизводством, второй – усилением конкуренции с иномарками, прежде всего с Kia Rio и Hyundai Solaris.

В октябре 2019 г. российские продажи Lada упали на 6% до 30 237 шт. (данные АЕБ). Для марки это стало самым сильным снижением за последние три года, но в целом оно соответствует темпам падения всего российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей (-5,2% до 152 057 шт.). При этом спрос на Vestа падал в октябре в 3,5 раза быстрее – продажи снизились на 22% до 8296 шт. В итоге модель уступила второе место по общему количеству продаж в России корейской Kia Rio (первое место у Lada Granta). Из-за сократившихся заказов от дилеров «АвтоВАЗ» с середины сентября 2019 г. уменьшил скорость конвейера, а 31 октября и 1 ноября даже останавливал его. Представитель компании объяснял это проведением ежегодной инвентаризации. Выпуск машин приостанавливался для сокращения складских запасов, рассказывали источники «Ведомостей».

Собеседники «Ведомостей» надеются, что Vesta с вариатором поддержит продажи этого семейства, а доля новинки в них дойдет до 30%. Первой моделью Lada с вариатором стал Xray Cross (летом 2019 г.). У двух дилеров на такую комплектацию приходится 20–30% общих продаж Xray, у третьего – менее 10%. Впрочем, Vesta даже с вариатором будет нелегко конкурировать с одноклассниками. По количеству проданных машин с автоматическими коробками передач Kia и Hyundai занимают первые места, а Lada в топ-10 не входит, сообщал «Автостат» на основе данных за девять месяцев 2019 г.

Из-за повышенных ожиданий Vesta с вариатором были поставлены дилерам заранее, но в первый день ажиотажного спроса на новинку не наблюдалось, рассказывает один из дилеров. По его словам, в ноябре в принципе «катастрофически слабые продажи», на уровне самых слабых – первых – месяцев года. Возможно, люди ждут новогодних скидок и акций, допускает дилер. Но это в целом ситуацию не объясняет, обычно ноябрь – один из самых «объемных» в году, удивляется он. О падении спроса в ноябре (год к году) говорит и другой дилер «АвтоВАЗа».

По итогам 2019 г. общие продажи автомобилей в России могут сократиться на 2,3% и составить 1,76 млн автомобилей, прогнозирует АЕБ. В начале года ассоциация надеялась, что продажи вырастут на 3,6% до 1,87 млн шт.