Продажи коммерческого транспорта по итогам года упадут

Ожидаемый рост продаж в оставшиеся месяцы не сможет компенсировать падение в первом полугодии, считают эксперты и участники рынка
Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост/ Евгений Разумный / Ведомости

Российский рынок коммерческих автомобилей, который рос в 2016–2018 гг., в текущем году переживает стагнацию. В первом полугодии продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали более чем на 8%, затем вернулись к росту, но его темпы с каждым месяцем снижаются и не позволяют компенсировать результаты первого полугодия, следует из данных «Автостата». Продажи грузовиков в первом полугодии упали почти на 6%, а начавшийся в июле рост оказался слабым и продлился всего два месяца. В итоге за девять месяцев рынок LCV сократился на 3% до 78 235 шт., грузовиков – на 3,5% до 54 981 шт. Продажи автобусов за этот период, напротив, выросли на 9,4% до 9800 шт., но этот сегмент можно назвать рыночным с натяжкой, ведь в основном их приобретают бюджетные структуры.

На падающем рынке усилили позиции отечественные бренды, которые выпускают более бюджетную по сравнению с иностранными автоконцернами технику. По итогам девяти месяцев их общая доля в сегменте грузовиков выросла на 5 п. п. до 53%, в сегменте LCV – на 2 п. п. до 70%, автобусов – на 3 п. п. до 88%, подсчитали в Russian Automotive Market Research.

Тормоз и газ

К внешним факторам, повлиявшим на снижение спроса на коммерческие автомобили в России, ведущий эксперт «Автостата» Виктор Пушкарев относит снижение среднегодовой цены нефти и ужесточение внешнеэкономических санкций. К внутренним – рост курсов валют и рост цен на импорт, снижение потребительского спроса и сокращение малого бизнеса.

На рынок негативно влияют высокие ставки по кредитам, сокращение федеральных программ стимулирования спроса, инфляция, снижение инвестиций в основной капитал, перечисляет представитель группы ГАЗ. Происходит спад инвестиционной активности малого и среднего бизнеса, которые являются основными потребителями коммерческого транспорта, добавляет он. А в условиях падения платежеспособности потребителей сокращаются темпы обновления парков, добавляет собеседник «Ведомостей».

«Камаз», по словам его представителя, не ожидал, что рынок в первом полугодии 2019 г. сократится, рассчитывая на рост или сохранение общих продаж в сегменте тяжелых грузовиков на уровне прошлого года. Видимо, сказывается завершение в России крупных инфраструктурных проектов и отсутствие новых – нацпроекты еще не заработали в полную силу, отмечает собеседник «Ведомостей». На снижение спроса также повлияло повышение ставки НДС с начала года на 2 п. п. до 20%, отмечает он. Об этом факторе говорит и директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи: «В конце 2018 г. компании активно закупали коммерческую технику по старым ценам, что негативно отразилось на спросе в I квартале 2019 г.». Негативное влияние на спрос также оказывали невысокие темпы роста экономики и негативные ожидания участников рынка, добавляет она.

Газомоторная техника может не вписаться в единую субсидию

Газовые грузовые автомобили становятся все более привлекательными, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. «У многих производителей появились комбинированные автомобили, работающие на газе и дизеле, при этом растет число заправочных комплексов на территории России. И при текущей стоимости сжатого метана и больших пробегах экономия по стоимости владения в сравнении с дизельными аналогами становится все более явной», – отмечает он.
Государство поддерживает спрос на газомоторную технику, но в 2020 г. изменится механизм поддержки машиностроения. Вместо прямого субсидирования скидок, предоставляемых заводам, появится единая лизинговая субсидия. В нее в том числе будут интегрированы и субсидии на газомоторную технику. Эти планы беспокоят производителей – лизинг такой техники не развит, в итоге продажи могут сократиться в разы. «На наш взгляд, из-за сложности [новой] схемы эти субсидии не дойдут до потребителей, которые заинтересованы в покупке именно газомоторной техники», – говорит представитель группы ГАЗ. Кроме того, единая лизинговая субсидия отсекает частных автовладельцев и малый бизнес, которые не пройдут в лизинговых компаниях все необходимые подтверждения для участия в программе и в принципе не имеют средств на переплату по лизингу. А без частников строящаяся газозаправочная сеть не получит необходимой загрузки и окупаемости, добавляет представитель группы ГАЗ.

«В качестве помощи рынку можно рассматривать лишь госпрограммы и необходимость обновления парка», – говорит Пушкарев. При отсутствии мер господдержки в первом полугодии произошло бы более существенное падение рынка, указывает он: «Причем эффект снижения спроса явно проявился в мае – июне после исчерпания средств, выделенных на льготное кредитование и льготный лизинг. Отдельно стоит отметить, что финансирование господдержки по газомоторному топливу было снижено почти в 2 раза по сравнению с 2018 г., что, без сомнения, заметно снизило стимулирование спроса в этом сегменте».

Рост рынка в июле – августе был связан прежде всего с возобновлением господдержки спроса, считает Пушкарев. Правительство приняло решение о дополнительном выделении с 1 июля 3 млрд руб. на поддержку льготного лизинга и льготного кредитования, а со 2 августа – 10 млрд руб. для поставки в регионы новых автомобилей «Скорой медицинской помощи» и школьных автобусов, напоминает он. «Таким образом, динамика рынка в оставшиеся месяцы года главным образом будет обусловлена характером реализации этой дополнительной господдержки», – считает эксперт.

«Безусловно, нестабильная экономическая ситуация не способствует увеличению продаж. Но это касается не только российского рынка – речь идет о глобальных трудностях в экономике», – комментирует гендиректор «Исузу рус» (российская «дочка» Isuzu Motors) Фабрис Горлье.

Лидеры и их новинки

Традиционно продажи грузовых автомобилей в России сконцентрированы в двух сегментах – седельные тягачи и самосвалы, говорит Арабаджи. Но рынок седельных тягачей уже насыщен. А вот парк самосвалов является более возрастным по сравнению с парком седельных тягачей и требует обновления.

В связи с этим растет спрос на новые самосвалы: 19% в структуре продаж в 2019 г. против 16% в 2018 г., приводит данные Арабаджи. При этом на рынке новых грузовых автомобилей наблюдается рост бюджетного ценового сегмента: в 2018 г. его доля составляла 56%, а в 2019 г. – уже 62%.

Лидером рынка грузовиков остается «Камаз» и его продажи по итогам девяти месяцев увеличились на 8,2%, по данным «Автостата». «Мы чувствуем себя лучше рынка из-за того, что у нас расширилось число моделей в сегменте магистральных тягачей, – комментирует представитель «Камаза». – В этом сегменте, несмотря на его сокращение, наши продажи выросли за девять месяцев на 21% до 4000 шт., мы занимаем 26%-ную долю». По его словам, продажи марки также поддерживало общее расширение модельного ряда с кабиной К4 (создана на базе кабины Daimler). В ближайшей перспективе «Камаз» планирует усилить позиции за счет машин с кабиной нового поколения – К5, производство которой началось в 2019 г. Такие машины появятся на рынке в конце 2019 – начале 2020 г., на первом этапе это будут магистральные тягачи. Также планируется развивать производство электробусов, основным заказчиком которых является Москва.

Группа ГАЗ тоже чувствует себя лучше рынка: продажи ее грузовиков в России по итогам девяти месяцев выросли на 3,6%, а LCV хотя и сократились (-2,1%), но меньше, чем упали общие продажи в стране, свидетельствуют данные «Автостата». В текущем году группа ГАЗ вывела на рынок фургоны «Газель Next 4,6» с увеличенным объемом кузова и микроавтобусы с расширенной пассажировместимостью. А также грузовик нового поколения «Садко Next», который, по словам представителя производителя, «сохранил уникальные внедорожные характеристики своего предшественника ГАЗ-66, получив при этом высокий уровень комфорта, расширенную функциональность и современные технические решения». В сегменте автобусов разработан туристический автобус «Вектор Next 8.8», производство которого начнется в конце 2019 г. «В сентябре мы начали производство пригородной модификации ЛиАЗ-5292, которая объединяет в себе свойства городской машины и комфорт туристических автобусов для долгих поездок, – рассказывает представитель группы ГАЗ. – Мы также продолжаем развитие электробусного направления: ведется разработка новой версии электробуса большого класса, создан прототип электробуса среднего класса на базе «Вектора Next», у нас есть электроплатформа и для всей линейки LCV». На выставке «Комтранс», прошедшей осенью в Москве, компания представила перспективную новинку – новое поколение «Газели», получившее название NN (расшифровывается как New Next, обыгрывается также название города, где расположен ГАЗ, – Нижний Новгород). Серийное производство новинки начнется в конце 2020 г., а продажи – в 2021 г., пояснял президент группы ГАЗ Вадим Сорокин. «Газель NN» – это принципиально новое семейство, со своей платформой, которая позволит устанавливать двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель. В «Газель NN» компания хочет установить более 30 систем помощи водителю – адаптивный круиз-контроль, интеллектуальную адаптацию скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, систему управления светом, парковочный ассистент, систему контроля давления в шинах и проч. «Благодаря своей универсальности новая платформа станет базой для дальнейшего развития модельного ряда автомобилей ГАЗ в наступающем десятилетии», – подчеркивает представитель группы ГАЗ.

В сегменте LCV среди иномарок впечатляющий рост продаж демонстрирует Ford. За девять месяцев они увеличились почти на 15%, марка занимает третье место после ГАЗа и УАЗа, а ее модель Transit является самой продаваемой иномаркой. Эта машина оказалась единственной моделью американской марки, производство которой сохранилось после реформирования в 2019 г. совместного предприятия Ford Sollers. Уход с российского рынка легковых автомобилей Ford объяснил тем, что он в отличие от рынка LCV приносит автоконцерну убытки.

Видит большие перспективы у российского рынка LCV и французская PSA: автоконцерн расширяет число моделей и модификаций, выпускаемых на заводе в Калуге. Сейчас здесь производятся Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer. По итогам девяти месяцев продажи легких коммерческих Citroen упали, но меньше, чем сократился рынок (-2%), а продажи Peugeot вовсе выросли – на 16,4%, свидетельствуют данные «Автостата». В дальнейшем PSA планирует выпускать в России еще и LCV под брендом Opel – предполагается, что это будут Zafira Life и Vivaro Transporter.

У Isuzu российские продажи грузовиков за девять месяцев упали на 16,5%, по данным «Автостата». Но в японо-корейском сегменте грузовых автомобилей марке удалось увеличить долю в этом году почти до 50%, наблюдается рост и в сегменте пикапов, рассказывает Горлье. «Объемы продаж, безусловно, чуть меньше запланированных. Однако мы полностью удовлетворены текущей долей рынка», – отмечает он. В этом году компания представила несколько новинок – весной дебютировал новый пикап D-Max, на выставке «Комтранс» были показаны новые вариации шасси ELF – с газовым двигателем, с полным приводом и с роботизированной коробкой передач. «Кроме этого мы подписали соглашение с компаниями C-Car и Microsoft о развитии телематических сервисов для коммерческих автомобилей Isuzu в России», – добавляет Горлье.

Производители и продавцы коммерческого транспорта за год стали более гибкими и лояльными к клиентам, отмечает руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич. «Можно собрать автомобиль в необходимой клиенту комплектации и при этом не ждать производства машины полгода и более – по сравнению с прошлыми годами сроки сократились в разы», – рассказывает он. В начале 2019 г. его компания обновила часть парка и расширять его в следующем году не планирует. «Осенью мы упразднили автоколонну в Санкт-Петербурге, и сейчас все силы направлены на поиск водителей в Москве для дальнейшей работы на освободившихся машинах. Пока нет понимания, чего ждать в 2020 г., поэтому для увеличения состава автопарка нет оснований», – поясняет он.

FM Logistic настроен более оптимистично и планирует увеличение, обновление своего парка. «До конца текущего года у нас закончится процесс замены мелкотоннажных автомобилей на среднетоннажные, – рассказывает директор по закупкам транспортных услуг компании Эдуард Миронов. – Также планируем увеличить парк крупнотоннажных автомобилей. Но данная задача пока не является срочной – завершить ее мы планируем до конца следующего финансового года».

Куда поедет рынок

«Камаз» сохраняет прогноз на весь 2019 год, который предполагает небольшой рост, но, скорее всего, его скорректирует, говорит представитель автопроизводителя. Традиционно в IV квартале продажи грузовиков в России сильные, напоминает он. Но, по его словам, рост в оставшиеся месяцы вряд ли сможет компенсировать падение в предыдущий период, в итоге сокращение рынка по итогам года может составить до 10%. По тем же причинам прогнозирует падение рынка и Горлье – примерно на 5% по итогам года.

По базовому прогнозу «Автостата» продажи LCV и грузовиков снизятся на 2–3% и 3–4% соответственно, а автобусов – вырастут на 4–5%. «В 2020 г., по нашему мнению, эти тенденции, скорее всего, сохранятся», – говорит Пушкарев.

По базовому прогнозу Russian Automotive Market Research в 2019 г. продажи грузовиков сократятся на 6%, LCV – на 5,4%, а сегмент автобусов вырастет на 0,6%. В следующем году агентство не ожидает существенного роста. «Среди драйверов продаж в этот период можно отметить ожидаемую положительную динамику макроэкономических показателей, продление мер государственной поддержки авторынка, частичную адаптацию компаний к возросшим ценам на новую технику и обновление парков», – поясняет Арабаджи. В случае прекращения или сокращения господдержки спроса потребители отложат покупку новых автомобилей и обновление парков, в итоге рынок может уйти в минус, предупреждает она.

Меры господдержки рынка эффективны, однако есть очевидные бюджетные ограничения, отмечает Горлье. «Возможно, на будущие периоды стоит подумать о том, чтобы пересмотреть текущий механизм распределения объемов поддержки среди лизинговых компаний в пользу объявления акции на определенные периоды, – рассуждает он. – Это обеспечит более ровный спрос и доступ к программе для более широкой аудитории». По его прогнозу, в 2020 г. рынок останется на уровне 2019 г.

Бизнес-план «Камаза» на 2020 г. пока не утвержден, говорит его представитель. По предварительной оценке компании, рынок тяжелых грузовиков останется на уровне 2019 г. или снизится, но не кардинально, сказал он.

С 1 января 2020 г. рынок ждет новая индексация утилизационного сбора на автомобили – его платят все, а местные заводы получают сопоставимые с расходами промышленные субсидии. Правда, насколько именно увеличатся размеры сбора, пока окончательно не решено. Ожидаемая индексация может подстегнуть продажи в конце 2019 г. – компании будут стараться купить технику по «старым» ценам, считает Арабаджи. Но затем она негативно скажется на рынке – повлечет за собой рост цен на технику, снижение импорта коммерческой техники и сокращение темпов обновления парков, предупреждает собеседник «Ведомостей». С ней соглашаются Пушкарев и Горлье. Увеличение ляжет в полном объеме на покупателей, поскольку автопроизводители не будут добровольно уменьшать свою маржинальность, поддерживает их Макаревич.

В следующем году Макаревич также ожидает дальнейшего увеличения стоимости топлива и роста тарифов в системе «Платон». «Предпосылок для роста финансового благосостояния граждан – ведь именно они являются одним из основных двигателей экономики – не наблюдается, и этот фактор является сдерживающим», – добавляет Макаревич. «Пока не предвидится ликвидация серьезных негативных тенденций, таких как уменьшение численности экономически занятого населения, сокращение числа малых предприятий, снижение доходов населения, – соглашается с ним Пушкарев. – Посмотрим, насколько сможет резкий рост инвестиций через нацпроекты переломить эти тенденции».

Для стимулирования спроса на автомобили представитель группы ГАЗ предлагает вернуть программу обновления парка, которая охватывала все категории потребителей и была закрыта с 2018 г. Возобновление программы, которая позволяла получить скидку на новый автомобиль в обмен на сдачу старого в утилизацию, переломило бы текущий негативный тренд, считает он.