Продажи коммерческого транспорта по итогам года упадут

Ожидаемый рост продаж в оставшиеся месяцы не сможет компенсировать падение в первом полугодии, считают эксперты и участники рынка
Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост
Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост / Евгений Разумный / Ведомости

Российский рынок коммерческих автомобилей, который рос в 2016–2018 гг., в текущем году переживает стагнацию. В первом полугодии продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали более чем на 8%, затем вернулись к росту, но его темпы с каждым месяцем снижаются и не позволяют компенсировать результаты первого полугодия, следует из данных «Автостата». Продажи грузовиков в первом полугодии упали почти на 6%, а начавшийся в июле рост оказался слабым и продлился всего два месяца. В итоге за девять месяцев рынок LCV сократился на 3% до 78 235 шт., грузовиков – на 3,5% до 54 981 шт. Продажи автобусов за этот период, напротив, выросли на 9,4% до 9800 шт., но этот сегмент можно назвать рыночным с натяжкой, ведь в основном их приобретают бюджетные структуры.

На падающем рынке усилили позиции отечественные бренды, которые выпускают более бюджетную по сравнению с иностранными автоконцернами технику. По итогам девяти месяцев их общая доля в сегменте грузовиков выросла на 5 п. п. до 53%, в сегменте LCV – на 2 п. п. до 70%, автобусов – на 3 п. п. до 88%, подсчитали в Russian Automotive Market Research.

Тормоз и газ

К внешним факторам, повлиявшим на снижение спроса на коммерческие автомобили в России, ведущий эксперт «Автостата» Виктор Пушкарев относит снижение среднегодовой цены нефти и ужесточение внешнеэкономических санкций. К внутренним – рост курсов валют и рост цен на импорт, снижение потребительского спроса и сокращение малого бизнеса.

На рынок негативно влияют высокие ставки по кредитам, сокращение федеральных программ стимулирования спроса, инфляция, снижение инвестиций в основной капитал, перечисляет представитель группы ГАЗ. Происходит спад инвестиционной активности малого и среднего бизнеса, которые являются основными потребителями коммерческого транспорта, добавляет он. А в условиях падения платежеспособности потребителей сокращаются темпы обновления парков, добавляет собеседник «Ведомостей».

«Камаз», по словам его представителя, не ожидал, что рынок в первом полугодии 2019 г. сократится, рассчитывая на рост или сохранение общих продаж в сегменте тяжелых грузовиков на уровне прошлого года. Видимо, сказывается завершение в России крупных инфраструктурных проектов и отсутствие новых – нацпроекты еще не заработали в полную силу, отмечает собеседник «Ведомостей». На снижение спроса также повлияло повышение ставки НДС с начала года на 2 п. п. до 20%, отмечает он. Об этом факторе говорит и директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи: «В конце 2018 г. компании активно закупали коммерческую технику по старым ценам, что негативно отразилось на спросе в I квартале 2019 г.». Негативное влияние на спрос также оказывали невысокие темпы роста экономики и негативные ожидания участников рынка, добавляет она.

Газомоторная техника может не вписаться в единую субсидию

Газовые грузовые автомобили становятся все более привлекательными, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. «У многих производителей появились комбинированные автомобили, работающие на газе и дизеле, при этом растет число заправочных комплексов на территории России. И при текущей стоимости сжатого метана и больших пробегах экономия по стоимости владения в сравнении с дизельными аналогами становится все более явной», – отмечает он.
Государство поддерживает спрос на газомоторную технику, но в 2020 г. изменится механизм поддержки машиностроения. Вместо прямого субсидирования скидок, предоставляемых заводам, появится единая лизинговая субсидия. В нее в том числе будут интегрированы и субсидии на газомоторную технику. Эти планы беспокоят производителей – лизинг такой техники не развит, в итоге продажи могут сократиться в разы. «На наш взгляд, из-за сложности [новой] схемы эти субсидии не дойдут до потребителей, которые заинтересованы в покупке именно газомоторной техники», – говорит представитель группы ГАЗ. Кроме того, единая лизинговая субсидия отсекает частных автовладельцев и малый бизнес, которые не пройдут в лизинговых компаниях все необходимые подтверждения для участия в программе и в принципе не имеют средств на переплату по лизингу. А без частников строящаяся газозаправочная сеть не получит необходимой загрузки и окупаемости, добавляет представитель группы ГАЗ.

«В качестве помощи рынку можно рассматривать лишь госпрограммы и необходимость обновления парка», – говорит Пушкарев. При отсутствии мер господдержки в первом полугодии произошло бы более существенное падение рынка, указывает он: «Причем эффект снижения спроса явно проявился в мае – июне после исчерпания средств, выделенных на льготное кредитование и льготный лизинг. Отдельно стоит отметить, что финансирование господдержки по газомоторному топливу было снижено почти в 2 раза по сравнению с 2018 г., что, без сомнения, заметно снизило стимулирование спроса в этом сегменте».

Рост рынка в июле – августе был связан прежде всего с возобновлением господдержки спроса, считает Пушкарев. Правительство приняло решение о дополнительном выделении с 1 июля 3 млрд руб. на поддержку льготного лизинга и льготного кредитования, а со 2 августа – 10 млрд руб. для поставки в регионы новых автомобилей «Скорой медицинской помощи» и школьных автобусов, напоминает он. «Таким образом, динамика рынка в оставшиеся месяцы года главным образом будет обусловлена характером реализации этой дополнительной господдержки», – считает эксперт.

«Безусловно, нестабильная экономическая ситуация не способствует увеличению продаж. Но это касается не только российского рынка – речь идет о глобальных трудностях в экономике», – комментирует гендиректор «Исузу рус» (российская «дочка» Isuzu Motors) Фабрис Горлье.

Лидеры и их новинки

Традиционно продажи грузовых автомобилей в России сконцентрированы в двух сегментах – седельные тягачи и самосвалы, говорит Арабаджи. Но рынок седельных тягачей уже насыщен. А вот парк самосвалов является более возрастным по сравнению с парком седельных тягачей и требует обновления.

В связи с этим растет спрос на новые самосвалы: 19% в структуре продаж в 2019 г. против 16% в 2018 г., приводит данные Арабаджи. При этом на рынке новых грузовых автомобилей наблюдается рост бюджетного ценового сегмента: в 2018 г. его доля составляла 56%, а в 2019 г. – уже 62%.

Лидером рынка грузовиков остается «Камаз» и его продажи по итогам девяти месяцев увеличились на 8,2%, по данным «Автостата». «Мы чувствуем себя лучше рынка из-за того, что у нас расширилось число моделей в сегменте магистральных тягачей, – комментирует представитель «Камаза». – В этом сегменте, несмотря на его сокращение, наши продажи выросли за девять месяцев на 21% до 4000 шт., мы занимаем 26%-ную долю». По его словам, продажи марки также поддерживало общее расширение модельного ряда с кабиной К4 (создана на базе кабины Daimler). В ближайшей перспективе «Камаз» планирует усилить позиции за счет машин с кабиной нового поколения – К5, производство которой началось в 2019 г. Такие машины появятся на рынке в конце 2019 – начале 2020 г., на первом этапе это будут магистральные тягачи. Также планируется развивать производство электробусов, основным заказчиком которых является Москва.

Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост

Группа ГАЗ тоже чувствует себя лучше рынка: продажи ее грузовиков в России по итогам девяти месяцев выросли на 3,6%, а LCV хотя и сократились (-2,1%), но меньше, чем упали общие продажи в стране, свидетельствуют данные «Автостата». В текущем году группа ГАЗ вывела на рынок фургоны «Газель Next 4,6» с увеличенным объемом кузова и микроавтобусы с расширенной пассажировместимостью. А также грузовик нового поколения «Садко Next», который, по словам представителя производителя, «сохранил уникальные внедорожные характеристики своего предшественника ГАЗ-66, получив при этом высокий уровень комфорта, расширенную функциональность и современные технические решения». В сегменте автобусов разработан туристический автобус «Вектор Next 8.8», производство которого начнется в конце 2019 г. «В сентябре мы начали производство пригородной модификации ЛиАЗ-5292, которая объединяет в себе свойства городской машины и комфорт туристических автобусов для долгих поездок, – рассказывает представитель группы ГАЗ. – Мы также продолжаем развитие электробусного направления: ведется разработка новой версии электробуса большого класса, создан прототип электробуса среднего класса на базе «Вектора Next», у нас есть электроплатформа и для всей линейки LCV». На выставке «Комтранс», прошедшей осенью в Москве, компания представила перспективную новинку – новое поколение «Газели», получившее название NN (расшифровывается как New Next, обыгрывается также название города, где расположен ГАЗ, – Нижний Новгород). Серийное производство новинки начнется в конце 2020 г., а продажи – в 2021 г., пояснял президент группы ГАЗ Вадим Сорокин. «Газель NN» – это принципиально новое семейство, со своей платформой, которая позволит устанавливать двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель. В «Газель NN» компания хочет установить более 30 систем помощи водителю – адаптивный круиз-контроль, интеллектуальную адаптацию скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, систему управления светом, парковочный ассистент, систему контроля давления в шинах и проч. «Благодаря своей универсальности новая платформа станет базой для дальнейшего развития модельного ряда автомобилей ГАЗ в наступающем десятилетии», – подчеркивает представитель группы ГАЗ.

В сегменте LCV среди иномарок впечатляющий рост продаж демонстрирует Ford. За девять месяцев они увеличились почти на 15%, марка занимает третье место после ГАЗа и УАЗа, а ее модель Transit является самой продаваемой иномаркой. Эта машина оказалась единственной моделью американской марки, производство которой сохранилось после реформирования в 2019 г. совместного предприятия Ford Sollers. Уход с российского рынка легковых автомобилей Ford объяснил тем, что он в отличие от рынка LCV приносит автоконцерну убытки.

Видит большие перспективы у российского рынка LCV и французская PSA: автоконцерн расширяет число моделей и модификаций, выпускаемых на заводе в Калуге. Сейчас здесь производятся Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer. По итогам девяти месяцев продажи легких коммерческих Citroen упали, но меньше, чем сократился рынок (-2%), а продажи Peugeot вовсе выросли – на 16,4%, свидетельствуют данные «Автостата». В дальнейшем PSA планирует выпускать в России еще и LCV под брендом Opel – предполагается, что это будут Zafira Life и Vivaro Transporter.

У Isuzu российские продажи грузовиков за девять месяцев упали на 16,5%, по данным «Автостата». Но в японо-корейском сегменте грузовых автомобилей марке удалось увеличить долю в этом году почти до 50%, наблюдается рост и в сегменте пикапов, рассказывает Горлье. «Объемы продаж, безусловно, чуть меньше запланированных. Однако мы полностью удовлетворены текущей долей рынка», – отмечает он. В этом году компания представила несколько новинок – весной дебютировал новый пикап D-Max, на выставке «Комтранс» были показаны новые вариации шасси ELF – с газовым двигателем, с полным приводом и с роботизированной коробкой передач. «Кроме этого мы подписали соглашение с компаниями C-Car и Microsoft о развитии телематических сервисов для коммерческих автомобилей Isuzu в России», – добавляет Горлье.

Производители и продавцы коммерческого транспорта за год стали более гибкими и лояльными к клиентам, отмечает руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич. «Можно собрать автомобиль в необходимой клиенту комплектации и при этом не ждать производства машины полгода и более – по сравнению с прошлыми годами сроки сократились в разы», – рассказывает он. В начале 2019 г. его компания обновила часть парка и расширять его в следующем году не планирует. «Осенью мы упразднили автоколонну в Санкт-Петербурге, и сейчас все силы направлены на поиск водителей в Москве для дальнейшей работы на освободившихся машинах. Пока нет понимания, чего ждать в 2020 г., поэтому для увеличения состава автопарка нет оснований», – поясняет он.

FM Logistic настроен более оптимистично и планирует увеличение, обновление своего парка. «До конца текущего года у нас закончится процесс замены мелкотоннажных автомобилей на среднетоннажные, – рассказывает директор по закупкам транспортных услуг компании Эдуард Миронов. – Также планируем увеличить парк крупнотоннажных автомобилей. Но данная задача пока не является срочной – завершить ее мы планируем до конца следующего финансового года».

Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост

Куда поедет рынок

«Камаз» сохраняет прогноз на весь 2019 год, который предполагает небольшой рост, но, скорее всего, его скорректирует, говорит представитель автопроизводителя. Традиционно в IV квартале продажи грузовиков в России сильные, напоминает он. Но, по его словам, рост в оставшиеся месяцы вряд ли сможет компенсировать падение в предыдущий период, в итоге сокращение рынка по итогам года может составить до 10%. По тем же причинам прогнозирует падение рынка и Горлье – примерно на 5% по итогам года.

По базовому прогнозу «Автостата» продажи LCV и грузовиков снизятся на 2–3% и 3–4% соответственно, а автобусов – вырастут на 4–5%. «В 2020 г., по нашему мнению, эти тенденции, скорее всего, сохранятся», – говорит Пушкарев.

По базовому прогнозу Russian Automotive Market Research в 2019 г. продажи грузовиков сократятся на 6%, LCV – на 5,4%, а сегмент автобусов вырастет на 0,6%. В следующем году агентство не ожидает существенного роста. «Среди драйверов продаж в этот период можно отметить ожидаемую положительную динамику макроэкономических показателей, продление мер государственной поддержки авторынка, частичную адаптацию компаний к возросшим ценам на новую технику и обновление парков», – поясняет Арабаджи. В случае прекращения или сокращения господдержки спроса потребители отложат покупку новых автомобилей и обновление парков, в итоге рынок может уйти в минус, предупреждает она.

Меры господдержки рынка эффективны, однако есть очевидные бюджетные ограничения, отмечает Горлье. «Возможно, на будущие периоды стоит подумать о том, чтобы пересмотреть текущий механизм распределения объемов поддержки среди лизинговых компаний в пользу объявления акции на определенные периоды, – рассуждает он. – Это обеспечит более ровный спрос и доступ к программе для более широкой аудитории». По его прогнозу, в 2020 г. рынок останется на уровне 2019 г.

Бизнес-план «Камаза» на 2020 г. пока не утвержден, говорит его представитель. По предварительной оценке компании, рынок тяжелых грузовиков останется на уровне 2019 г. или снизится, но не кардинально, сказал он.

С 1 января 2020 г. рынок ждет новая индексация утилизационного сбора на автомобили – его платят все, а местные заводы получают сопоставимые с расходами промышленные субсидии. Правда, насколько именно увеличатся размеры сбора, пока окончательно не решено. Ожидаемая индексация может подстегнуть продажи в конце 2019 г. – компании будут стараться купить технику по «старым» ценам, считает Арабаджи. Но затем она негативно скажется на рынке – повлечет за собой рост цен на технику, снижение импорта коммерческой техники и сокращение темпов обновления парков, предупреждает собеседник «Ведомостей». С ней соглашаются Пушкарев и Горлье. Увеличение ляжет в полном объеме на покупателей, поскольку автопроизводители не будут добровольно уменьшать свою маржинальность, поддерживает их Макаревич.

В следующем году Макаревич также ожидает дальнейшего увеличения стоимости топлива и роста тарифов в системе «Платон». «Предпосылок для роста финансового благосостояния граждан – ведь именно они являются одним из основных двигателей экономики – не наблюдается, и этот фактор является сдерживающим», – добавляет Макаревич. «Пока не предвидится ликвидация серьезных негативных тенденций, таких как уменьшение численности экономически занятого населения, сокращение числа малых предприятий, снижение доходов населения, – соглашается с ним Пушкарев. – Посмотрим, насколько сможет резкий рост инвестиций через нацпроекты переломить эти тенденции».

Для стимулирования спроса на автомобили представитель группы ГАЗ предлагает вернуть программу обновления парка, которая охватывала все категории потребителей и была закрыта с 2018 г. Возобновление программы, которая позволяла получить скидку на новый автомобиль в обмен на сдачу старого в утилизацию, переломило бы текущий негативный тренд, считает он.

Автобусы – единственный сегмент коммерческого транспорта, в котором сохраняется рост