Итальянской Iveco потребовался новый завод в России
Автоконцерн хочет выпускать в России грузовики во всех сегментах и рассчитывает удвоить продажиIveco хочет наладить в России выпуск легких коммерческих автомобилей (LCV), среднетоннажных грузовиков, а также увеличить число моделей уже производимых здесь тяжелых грузовиков. Об этом «Ведомостям» рассказал бизнес-директор «Ивеко Руссия» Роберто Каматта. Реализация проекта позволит в течение 3–5 лет как минимум вдвое увеличить продажи в России, надеется топ-менеджер. По его оценке, в 2019 г. продажи автомобилей Iveco разных типов в России составят около 2300 единиц.
Для расширения производства итальянский автоконцерн ищет локального партнера, способного производить всю гамму грузовиков Iveco, рассказывает Каматта.
У Iveco уже есть проект в России – совместное предприятие «Ивеко-АМТ» в Челябинской области. У итальянской компании в нем 33%, а контролирует СП его гендиректор Владимир Новик через компанию АМТ, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Здесь в основном выпускаются тяжелые грузовики серии Trakker. В 2018 г. выручка предприятия составила 5,8 млрд руб., чистый убыток – 102 млн руб. Останавливать это производство, выходить из СП Iveco не собирается, заверяет Каматта: новый партнер рассматривается для выпуска автомобилей в других сегментах, а также для производства тяжелых грузовиков других серий. Планов выпуска больших автобусов, а также электробусов в России пока нет.
По какому принципу будет организовано новое производство, какой будет локализация машин – оценивается, переговоры продолжаются, говорит Каматта. Специальный инвестконтракт (спик) позволил бы получить доступ к мерам господдержки, добавил он.
Такие контракты есть у всех основных производителей автомобилей в России. Заводы, уровень локализации (текущий или обещанный в рамках спиков) которых соответствует требованиям Минпромторга, получают компенсацию утилизационного сбора, участвуют в госзакупках, программах стимулирования спроса и проч. Грузовики, которые сейчас выпускаются в России на мощностях «Ивеко-АМТ», могут поставляться в государственные компании, но продукция не входит в перечень субсидированной техники, поясняет Каматта.
В какой форме может быть налажено сотрудничество (контрактное производство или СП) и размер возможных инвестиций – Каматта не пояснил. По оценке менеджера одного из европейских автоконцернов, новое производство грузовиков в зависимости от уровня локализации и мощности может обойтись в сумму до 100 млн евро. Столько, например, было инвестировано в завод Volvo в Калуге мощностью 15 000 грузовиков в год.
С кем ведутся переговоры, в Iveco тоже не раскрывают. Каматта лишь отметил, что это компании, имеющие опыт производства такой техники.
Представитель «Камаза», лидера российского рынка грузовиков, сказал, что с Iveco переговоры не ведутся. У «Камаза» был опыт работы с CNH Industrial, которой принадлежит Iveco, – до 2013 г. у партнеров было СП по выпуску сельхозтехники. Позже CNH выкупила долю. Стратегический партнер «Камаза» – немецкий Daimler.
Представители лидирующих на российском рынке LCV группы ГАЗ и «Соллерса» на вопросы не ответили. Партнеры «Соллерса» в сфере коммерческих автомобилей – японская Isuzu (есть СП для реализации спика) и американский Ford. ГАЗ помимо выпуска собственных автомобилей занимается контрактной сборкой легковых автомобилей, но ранее в числе производимой продукции были и LCV – Mercedes-Benz Sprinter Classic.
Партнерство – распространенная практика в автопроме, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Такая схема позволяет разделить риски, быстрее запустить производство и наладить дистрибуцию. Скорее всего, Iveco выберет контрактное производство на уже созданных мощностях компании, имеющей спик, считает эксперт. Объемы производства предполагаются относительно небольшие и строить только под них завод полного цикла было бы неэффективно, поясняет он.