«Автотор» построит еще один завод для BMW или Hyundai/Kia
Мощность нового предприятия составит 50 000 автомобилей в годКалининградский «Автотор» построит завод мощностью 50 000 легковых машин в год, его планируется открыть в 2020 г., рассказал «Ведомостям» гендиректор «Автотор холдинга» Александр Сорокин. Проектированием нового завода займется немецкая Durr. Контракт с ней планируется подписать 25 июля. Как предполагается, предприятие разместится на участке в 32 га рядом с основной площадкой «Автотора». Здесь будет две универсальные сборочные линии мощностью 25 000 машин в год каждая. В дальнейшем – не позже 2024 г. – появятся цеха сварки и окраски.
Суммарные проектные мощности холдинга останутся прежними – 250 000 машин в год, продолжает Сорокин. На новые линии будут перенесены некоторые уже выпускаемые модели – при появлении их обновленных версий, поясняет Сорокин. По его словам, это могут быть автомобили основных партнеров «Автотора» – немецкой BMW либо корейских марок Hyundai и Kia.
Завод будет построен для выполнения условий специального инвестконтракта (спик), недавно подписанного с Минпромторгом и предполагающего повышение локализации, говорит Сорокин.
Инвестконтракты дают налоговые льготы и доступ к другим мерам господдержки в обмен на инвестиции в локализацию производства. Такие документы подписали все основные автопроизводители в России. Обязательства компаний в контрактах разные. «Автотор» пообещал сокращать число машин, выпускаемых в режиме крупноузловой сборки: в 2019 г. таких автомобилей планируется выпустить около 210 000 шт., к 2028 г. – не более 35 000 автомобилей, говорил ранее основатель холдинга «Автотор» Владимир Щербаков. Сейчас у «Автотора» три сварочные линии, до конца 2019 г. появится четвертая, уточняет Сорокин. Все они нужны для производства моделей Kia и Hyundai. Автомобили другого крупного партнера «Автотора» – BMW выпускаются крупноузловым способом.
Общие минимальные заявленные инвестиции по инвестконтракту «Автотора» – 12,5 млрд руб. Сколько из них будет потрачено на строительство нового завода, Сорокин не сказал. Он лишь отметил, что расходы на организацию сварки и окраски возьмет на себя партнер, модели которого там будут выпускаться. Сотрудник одного из российских автоконцернов говорит, что в среднем в мире строительство завода полного цикла мощностью 50 000 машин в год обходится в 250 млн евро, из них не менее 60 млн евро – оборудование для окраски, более 30 млн евро – сварочная линия.
Имя партнера строительства нового завода будет понятно, когда BMW и Kia с Hyundai определятся с производственными планами на 2021 г. и последующие годы, говорит Сорокин.
Ежегодно «Автотор» выпускает для BMW 20 000–30 000 машин, указывает Сорокин. По условиям инвестконтракта крупноузловую сборку автомобилей этой марки можно продолжать лишь в течение двух лет, напоминает он. Затем BMW нужно определиться с дальнейшей стратегией в России – либо переключиться на импорт, либо создать производство полного цикла для получения доступа к мерам господдержки. Так уже поступил один из его конкурентов – Daimler: завод по выпуску легковых Mercedes-Benz открылся в 2019 г. в Подмосковье. BMW рассматривала разные регионы, включая Подмосковье, но в итоге решила остановиться на Калининградской области. Решения о создании в России производства полного цикла пока не принято – компания договаривается об условиях инвестконтракта с Минпромторгом. На действующей площадке «Автотора» создать производство полного цикла нельзя – нет места для цехов сварки и окраски, замечает Сорокин.
О возможности строительства «Автотором» завода для BMW как об одном из вариантов продолжения сотрудничества в интервью «Прайму» недавно говорил и Щербаков: «Мы [например] строим для BMW новый сборочный завод, а все оборудование для сборки, испытаний, сварки и окраски BMW привозит свое. В таком случае мы подписываем еще один спик на четверых: «Автотор», BMW, Калининградская область и Минпромторг». По его словам, такой вариант «Автотор» уже предложил BMW. Инвестиции немецкой компании в полноценное производство могут составить 370 млн евро, отмечал он.
В перспективе у «Автотора» могут появиться новые заводы, продолжает Сорокин. Мощности близки к полной загрузке, при этом нужно выполнять условия инвестконтракта по локализации – не везде на имеющихся площадках можно построить цеха сварки и окраски. Кроме того, «Автотор» не отказывается от проекта создания автомобильного кластера – он может сочетаться с выполнением обязательств по инвестконтракту, отмечает Сорокин. В 2012 г. предполагалось строительство до шести автозаводов полного цикла для разных партнеров и 15 автокомпонентных предприятий. Позже параметры стали скромнее: например, число предполагаемых автозаводов снизилось до четырех. Трансформация проекта произошла из-за ухода GM и легковых моделей Ford с российского рынка, а также ухудшения ситуации на автомобильном рынке России в целом. В 2013–2016 гг. он сократился вдвое и пока не восстановился. Сроки реализации проекта будут зависеть от состояния рынка.
Продолжение сотрудничества с «Автотором» должно помочь BMW сохранить доступ к мерам господдержки, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но автоконцерну будет тяжело загрузить мощности в 50 000 машин в год, предупреждает он. В прошлом году продажи BMW в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 19% до 35 619 автомобилей.
У корейских марок, если они станут соинвесторами проекта, проблем с загрузкой нового завода не будет, уверен Беспалов. Kia и Hyundai – самые продаваемые иномарки в России, их завод в Санкт-Петербурге работает на полную мощность, при этом компании заинтересованы в расширении присутствия в России и готовы инвестировать в дальнейшую локализацию, говорит он. Но скорее всего корейцы будут выбирать между проектом «Автотора» и уже законсервированными заводами GM в Санкт-Петербурге и Ford в Ленинградской области, считает Беспалов.
Представители BMW, Kia и Hyundai на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Знакомый менеджеров BMW говорит, что компания изучает возможность участия в проекте «Автотора». Решение будет зависеть от экономики – распределения ролей в проекте, включая инвестиции, а также от мер господдержки, отмечает он. Например, до сих пор не ясно, будет ли дифференцированной (привязанной к уровню локализации) компенсация утилизационного сбора на автомобили, которую получают местные автозаводы, указывает собеседник «Ведомостей».