Stark Krafter 29.7: на одном дыхании

Разбираем достоинства и недостатки флагманской модели Stark 2019 года – хардтейла Krafter
Флагманская модель Stark 2019 г. – 10-скоростной алюминиевый хардтейл Krafter/ Максим Стулов / Ведомости

На очередном тесте у нас вновь оказался велосипед российской марки Stark, собирающей свои двухколесные машины во Пскове. В этот раз мы оценивали флагманскую модель Stark 2019 г. – 10-скоростной алюминиевый хардтейл Krafter на 29-дюймовых колесах с воздушно-масляной вилкой SR Suntour.

Александр Губский

Заместитель главного редактора Рост 180 см Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

На одном дыхании

Krafter 29.7 не повезло с тестерами: практически всем из нас установленный на велосипеде прямой 710-миллиметровый руль оказался слишком широк. Логика производителя понятна: большие 29-дюймовые колеса имеют лучший накат, чем 26- или 27,5-дюймовые, но худшую управляемость, что компенсируется более широким рулем. Но для меня 710 мм – это слишком много: на моем 27,5-дюймовом Black Forest руль шириной 660 мм – и это для меня то, что надо.

А Krafter 29.7 красив. Красив на первый взгляд, на второй и на третий: внутренняя проводка троса, полированные (пусть не идеально, но все же) места сварки, матированная оранжевая рама… Вот только грипсы простоваты.

По асфальту Krafter, обутый в покрышки WTB Nano 29*2.1, катит отлично – как и должен хороший найнер (помимо достоинств рамы и больших колес свой вклад в это вносят и покрышки Nano с выступающей центральной частью). 24-километровый маршрут от редакции до дома я преодолел буквально на одном дыхании, даже стандартный бачок опустошил только наполовину, хотя обычно вода в нем у меня заканчивается задолго до подъезда к дому. Асфальтовых рекордов скорости на Krafter я не поставил, но сил на дорогу потратил ощутимо меньше, чем на подавляющем большинстве велосипедов, что я тестировал до этого.

А потому утром перед дорогой на работу отправился на Krafter в Битцевский лес. И кросс-кантрийные возможности найнера меня тоже порадовали. Единственная маленькая передняя звезда всего на 32 зуба и большие колеса позволяют перескакивать на Krafter через поваленные деревья такого диаметра, что раньше я осмеливался брать только на фэтбайках. Десяти передач у Krafter мне было вполне достаточно. Для полного счастья не хватало только кнопки блокировки вилки на руле – но это уже другая ценовая категория.

Но к своему удивлению, на длинном пологом трейле, где на своем Black Forest я разгоняюсь до 50 км/ч, из Krafter я выжал только 42,1 км/ч. Не знаю, что тому причиной – то ли широкий руль (и, соответственно, худшая аэродинамика), то ли я подсознательно перестраховывался на новом и незнакомом велосипеде. И еще мне постоянно досаждала нижняя манетка, за которую я больно бился костяшкой большого пальца правой руки. Но менять положение переключателя на тестовом велосипеде я не осмелился.

В целом же Krafter мне настолько понравился, что я провел в его седле не традиционные 50 тестовых километров, а 70 и почувствовал усталость только в самом конце, уже подъезжая к редакции.

Адам Адамов

Руководитель IT-отдела Рост 169 см Ездит на кросс-кантрийном самосборе на раме Atom

Испытание рулем

Передо мной красивый велосипед с большими 29-дюймовыми колесами, яркой оранжевой рамой, но меня терзают сомнения: не великоват ли? Выглядит высоким, руль слишком широк. После недолгих сомнений любопытство все-таки берет верх и решаюсь на него взгромоздиться. Как ни странно, велосипед оказывается по размеру, и лишь руль действительно широк.

Предположение, что большие колеса лучше катятся, не оправдалось: совершенно не заметил разницы по сравнению с 26-дюймовыми, и более того – показалось, что накат даже хуже.

У велосипеда только одна звезда спереди, а левая рука на длительном и нудном подъеме привычно ищет переключатель скоростей. Впрочем, диапазона переключения кассеты из 10 звезд вполне хватает практически для любого маршрута. Еще бы добиться более четкого переключения: у меня скорости переключались не всегда быстро, и иной раз приходилось «дощелкивать» нужную передачу.

В отличие от переключателя скоростей гидравлические тормоза порадовали точностью дозирования и скоростью реакции. Столь хорошие тормоза встречаются не на всех велосипедах. К середине пути от широкого руля устали плечи, кроме того, я убедился, что с ним сложнее протиснуться между стоящими машинами.

Конечно же, любой велосипед проходит мой тест на пассажирский лифт – не миновал этой участи и Krafter. Мы влезли оба, но если велосипед чувствовал себя в лифте комфортно, то я еле втиснулся в уголок и ехал в изогнутом состоянии.

Ирина Чевтаева

Редактор vedomosti.ru Рост 173 см Ездит на Strida LT

Исключительно мужской

Когда я первый раз увидела Stark Krafter 29.7, то подумала: «Какой же он громоздкий!» Большая рама с мужской геометрией, широкий руль – велосипед явно не под мой рост. Он создан исключительно для мужчин, причем высоких мужчин. Однако у Krafter оказалось удобное седло и хорошие тормоза. Несмотря на то что производитель обозначил велосипед как горный, тестировала я его на улице и в парке на хорошем асфальте. Желания прокатиться на нем по бездорожью не возникло из-за того, что мне было сложно трогаться с места на нем – Krafter для меня действительно слишком большой и слишком тяжелый. Он в принципе для горного велосипеда тяжеловат – 14,3 кг. Это много! На маленькой скорости, чтобы руль не вилял, приходилось прикладывать усилия, руки были в постоянном напряжении. Стоило немного разогнаться – и управлять велосипедом становилось легче. Крутить педали в горку было нелегко, но при езде со склона можно было расслабиться и отдохнуть: Krafter долго едет по инерции.

Стоит отметить, что этот велосипед – типичный хардтейл. Он имеет только амортизационную вилку с 10-сантиметровым ходом, заднего амортизатора нет. Но он и не нужен, если кататься на Krafter исключительно в парке или сельской местности. Для преодоления на большой скорости действительно серьезных препятствий – каменистых трасс, крутых спусков и подъемов, лесных тропинок с выступающими корнями и прочими неровностями – он не подойдет, нужен будет более легкий двухподвес. Но стоимость хардтейла существенно ниже, чем двухподвеса, и нередко это играет существенную роль при выборе горного велосипеда.

Сцепление колес с дорогой у Krafter было неплохим. Вилка гасила большинство сотрясений от неровностей. Небольшие бордюры велосипед брал хорошо. Но вечером, возвращаясь домой из парка, я не сразу заметила, что высота очередного бордюра – около 10 см. Притормозив, я все же решила взять препятствие. И это была ошибка: колесо влетело в бордюр, а я вылетела из седла. Удержать равновесие на Krafter при нештатной ситуации для меня оказалось тяжело. При падении оставалось только сгруппироваться получше. Придя домой, я заметила, что на руках остались черные частички от материала, из которого сделаны грипсы. То ли я так сильно вцепилась в руль, когда падала, то ли просто материал некачественный.

Сергей Паранько

Директор по цифровым продуктам Рост 188 см Ездит на велосипедах Smoove Btwin

Велосипед с характером

Оранжевый Stark для городского велосипеда мне показался излишне агрессивным из-за яркого цвета и внушительной вилки на переднем колесе. Широкие шины удобны для кросс-кантри, но не для катания в парке: я то и дело соскальзывал с велодорожки, разъезжаясь с другими велосипедистами. Было непривычно, но, думаю, это временный эффект, пока не начнешь ощущать габариты.

Порадовала простая конструкция перемены передач: два рычажка, всё ясно с первых секунд. Сиденье удобное, никакого дискомфорта. А вот ход велосипеда удивил. Разгоняется Stark всегда неспешно, а едет по-разному. По дороге может идти нехотя, а по парковой аллее – лететь как болид. Поэтому во время езды он часто напоминал мне коня – очень своенравный.

Stark устойчивый, но с ним сложно маневрировать. Заскочить на высокую бровку удается, но ощущается отдача от руля. Производители пишут, что Stark хорош для трейла и бездорожья. Но я не уверен, что решился бы преодолевать на нем бревна в лесу. Однако при прыжках с бровок от отпружинивающего эффекта вилки можно поймать удовольствие.

Борис Басс

Системный администратор Рост 179 см Ездит на велосипедах Pinarello FPTeam и Cannondale Trail SL3

Для бездорожья и города

Самое непривычное в Stark Krafter 29.7 – это большой руль, который по сравнению с любым другим кажется просто огромным. Наверное, при спуске с горы и езде по суровому бездорожью он имеет какое-то дополнительное значение, но при катании по городу я не увидел в нем плюсов.

И еще одна непривычная для меня особенность – только одна небольшая звезда спереди. Так что диапазон передач сокращается только до 10. Разгоняется Krafter довольно неплохо, и накат мне показался хорошим. Но вот при спуске с горы педали можно не крутить – бесполезно: дополнительной скорости велосипеду придать не удастся. Дисковые гидравлические тормоза ведут себя предсказуемо хорошо.

Переключение передач стандартное шимановское, под два пальца, большой и указательный, привыкаешь довольно быстро. Мое внимание привлекли грипсы, одновременно мягкие и не натирающие ладони.

Протектор колес шириной 2,1 дюйма почти наверняка прекрасно справится с бездорожьем, но у меня не было серьезной возможности это проверить. Только небольшой кусочек по грунтовой тропинке через Ботанический сад. Тут заодно я разблокировал вилку, чтобы смягчить поездку и не отбить руки.

Krafter 29.7 – велосипед вполне на уровне, можно и по городу кататься, но больше он приспособлен для бездорожья. Самое спорное, в моих глазах, – это широкий руль, но и для него наверняка есть своя ниша.