Дилеры и производители легковых автомобилей готовятся к падению рынка
В лучшем случае продажи останутся на уровне прошлого года, прогнозирует Ассоциация европейского бизнесаЗа январь – июнь 2019 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 2,4% до 828 750 шт., отчитался комитет автопроизводителей АЕБ. При этом II квартал стал труднее первого, указывает председатель комитета Йорг Шрайбер: падение усилилось до 4,2% против 0,3%, следует из данных ассоциации.
АЕБ не ожидает улучшений и во втором полугодии. «Ясно, что рост рынка в 2019 г. уже больше не реалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года самое лучшее, на что можно было бы надеяться, – повторение результата продаж прошлого года», – указывает Шрайбер. В 2018 г. в России было продано 1,8 млн машин.
Нет никаких причин ожидать даже повторения результатов прошлого года, говорит начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. В 2018 г. каждый месяц продажи автомобилей росли, а в этом, наоборот, падают. Рост наблюдался лишь в январе и марте, да и то незначительный – 0,6 и 1,8% соответственно. По итогам года продажи автомобилей упадут на 4–10%, прогнозирует Топтун.
Главная причина падения продаж – слабый спрос, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Спасти рынок может только эффективная господдержка. Ранее премьер Дмитрий Медведев поддержал просьбу министра промышленности и торговли Дениса Мантурова продлить с 1 июля программы поддержки спроса на автомобили – льготного автокредитования и автолизинга. Выделенные в 2019 г. на эти программы из бюджета 10,4 млрд руб. уже закончились. На продолжение программ планируется потратить почти столько же: 6 млрд руб. – на автокредитование и 4 млрд руб. – на лизинг.
Программа заработала с 1 июля, говорит представитель Минпромторга. 10 млрд руб. хватит до конца 2019 г., цитировал ТАСС Мантурова.
Господдержка вряд ли окажет значительное влияние, скептичен Шрайбер. Мера может лишь смягчить падение рынка, помощь направлена очень ограниченному количеству локализованных в России брендов, согласен гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин.
В январе АЕБ прогнозировало рост авторынка в 2019 г. на 3,6% до 1,87 млн шт. «ВТБ капитал» ожидал увеличения продаж новых автомобилей на 6–7%. Прогноз пока не пересматривался, отметил Беспалов. Зато свой прогноз уже ухудшили автопроизводители и дилеры. Лидер российского авторынка «АвтоВАЗ» ожидает падения примерно на 3% до 1,75 млн шт., в начале года компания рассчитывала, что он вырастет на 5% до 1,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Ухудшила прогноз и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» – рынок может сократиться на 10%, в феврале ассоциация ожидала роста на 3%. Нет никаких положительных факторов, которые могли бы обратить рынок в рост, наш прогноз – минус 5–7% по итогам года, говорит Петрунин. Падения рынка ожидают и консалтинговые компании: Frost & Sullivan – на 3–5%, EY – на 5–10%.
Недавно стало известно о проблемах крупнейшего российского автодилера – «Рольфа» (торгует автомобилями Mitsubishi, Hyundai, Kia, Renault, Toyota, Volkswagen и проч.). В конце июня в офисах компании в Москве и Санкт-Петербурге прошли обыски. Против основателя «Рольфа» Сергея Петрова и ряда топ-менеджеров возбуждено дело по ч. 3 ст. 193.1 Уголовного кодекса (совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов). «Компания работает в штатном режиме, продажи июнь к июню выросли на 15,2%», – уверяет директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.
Если ситуация с «Рольфом» будет нестабильной, то это повлияет на весь рынок, говорит сотрудник автоконцерна, выпускающего автомобили премиум-класса. Сотрудник одного из автопроизводителей заметил, что «эти события» пока никак не повлияли на ежедневную работу.