Автопроизводители и дилеры ожидают падения продаж автомобилей в 2019 году
Они просят о дополнительной государственной поддержке отрасли«АвтоВАЗ» ухудшил прогноз российского рынка автомобилей на 2019 г. В начале года компания рассчитывала, что он вырастет на 5% до 1,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Теперь ожидает падения примерно на 3% до 1,75 млн шт., рассказал вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Ян Птачек. Прогноз на 2020 г. компания не дает. Тренд будет понятен к концу текущего года, пояснил представитель «АвтоВАЗа». При этом компания намерена удерживать минимум 20% рынка, добавил он, сейчас у Lada – 21%.
Ухудшила прогноз и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) – рынок может сократиться на 10%, сказал президент ассоциации Олег Мосеев. В феврале он ожидал роста на 3%.
По прогнозу УАЗа, рынок легковых и LCV упадет на 7%. Группа ГАЗ ожидает снижения продаж LCV на 12%. «Камаз» прогнозирует сокращение рынка тяжелых грузовиков (грузоподъемностью 14–40 т) на 20%.
Падения рынка ожидают и консалтинговые компании: Frost & Sullivan – на 3–5%, EY – на 5–10%.
Автопроизводители ухудшили прогнозы из-за плохих майских продаж. В сегменте легковых автомобилей и LCV падение составило 6,7%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Динамика ухудшилась: по итогам пяти месяцев рынок сократился на 2,2%. В 2017–2018 гг. продажи автомобилей росли двузначными темпами.
Падение продаж связано с завершением программ стимулирования спроса – до мая действовали госпрограммы льготного автокредитования и автолизинга, – а также со снижением доходов населения, ростом цен на автомобили, в том числе из-за инфляции и увеличения ставки НДС, а в сегменте коммерческих машин – со снижением инвестиционной активности, перечисляют автопроизводители и РОАД. Сказываются также скромные темпы восстановления российской экономики, высокие ставки по автокредитам, слабый рубль и проч., добавляет руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ компании EY Андрей Томышев.
В текущей ситуации без дополнительной господдержки не обойтись, уверены автопроизводители. По оценке УАЗа, это позволит замедлить падение в 2019 г. до минус 3%.
Программы стимулирования спроса нужны, рынок еще не готов к естественному росту, соглашается консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко. По его мнению, без господдержки продажи в ближайшей перспективе вряд ли смогут достичь уровня «хотя бы 2 млн шт. в год». Для сравнения: в 2012 году, рекордном для российского рынка, было продано 2,9 млн легковых и LCV.
На продолжение программ льготного автокредитования и автолизинга Минпромторг сейчас ищет 10 млрд руб. Предполагается, что основным источником средств станет резервный фонд правительства. Кроме того, министерство рекомендует правительству поддержать предложение «Соллерса» о запуске программы обновления парка коммерческих автомобилей. По оценке Минпромторга, для этого в 2020–2024 гг. понадобятся федеральные субсидии на общую сумму 25 млрд руб., рассказывали источники «Ведомостей». Автопроизводители советуют запустить программу обновления парка в различных сегментах – по аналогии с той, что действовала до 2018 г. Это была самая популярная мера поддержки спроса на сократившемся вдвое за годы кризиса (2013–2016 гг.) автомобильном рынке. В 2016 г. на программу было выделено почти 29 млрд руб., в 2017 г. – 17,5 млрд.
Новых решений о господдержке автопрома нет, говорит представитель курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.