В России открылся завод легковых автомобилей Mercedes-Benz
В завод мощностью 25 000 машин в год вложено 19 млрд рублейРоссийский завод по выпуску легковых автомобилей Mercedes-Benz официально открылся в среду, 3 апреля. В церемонии участвовали российский президент Владимир Путин, председатель правления Daimler AG Дитер Цетше, министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер. Инвестиции составили 19 млрд руб., сообщили Путин и Цетше.
Завод полного цикла (сварка, окраска) Mercedes-Benz построен в индустриальном парке «Есипово» в Московской области. Мощность предприятия – 25 000 машин в год. В перспективе при необходимости на существующей площадке производство можно будет увеличить до 35 000 машин в год, говорил «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами Daimler.
Здесь будут производиться седаны E-класса и кроссоверы – как ожидается, это будут GLE, GLS и GLC. Завод расположен на участке в 85 га. В 2017 г. власти Московской области зарезервировали под развитие производства и приход поставщиков еще 100 га. Строительство автозавода велось 1,5 года.
Проект реализован в рамках специального инвестконтракта, который в обмен на инвестиции гарантирует неухудшение налоговых условий, дает доступ к мерам господдержки. Партнером по инвестконтракту выступает «Камаз», у которого есть совместное с Daimler производство тяжелых грузовиков – «ДК рус». Это СП выступает заказчиком выпуска легковых машин на мощностях завода в Подмосковье, пояснял источник «Ведомостей».
Локальное производство в режиме полного цикла позволит Mercedes-Benz участвовать в госзакупках. В 2017 г. такую возможность потеряли выпускаемые крупноузловым способом в России автомобили BMW (собираются в Калининграде) и Audi (в Калуге). Ужесточились правила признания машин выпущенными в России.
Автомобили Mercedes-Benz популярны в России, этот рынок важен для компании и она хотела бы увеличивать здесь свою долю, но в премиальном сегменте жесткая конкуренция, комментирует аналитик «Атона» Михаил Ганелин. У BMW и Audi организована крупноузловая сборка, для того чтобы получить конкурентное преимущество, Daimler и понадобилось построить здесь завод полного цикла, напоминает он.
Daimler несколько лет вел переговоры с правительством о заключении инвестконтракта. Его подписание пришлось на 2017 г., когда российский автомобильный рынок вернулся к росту после обрушения в 2013–2016 гг. (продажи упали вдвое). Это могло повлиять на решение начать строить завод, но вряд ли было основной причиной, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Марка представлена в премиальном сегменте, который более устойчив к потрясениям, там нет сильных колебаний спроса, отмечает эксперт. По его мнению, в числе основных плюсов для Daimler от наличия в России своего завода – возможность участвовать в госзакупках, чего лишены конкуренты. Плюс автоконцерну удастся снизить себестоимость за счет налоговых льгот и компенсации утилизационного сбора, отмечает Беспалов.
Проект важен и для российских властей, продолжает он. Помимо новых рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы это еще и возможность продемонстрировать, что Россия, несмотря на напряженную геополитическую обстановку, по-прежнему интересна крупным инвесторам, заключает эксперт.