Минпромторг сократит поддержку автомобильного рынка почти втрое
На программы стимулирования спроса в 2019 году будет потрачено 10,4 млрд рублейВ 2019 г. на программы поддержки спроса на автомобили Минпромторг планирует направить 10,4 млрд руб. Для сравнения: в прошлом году на это было потрачено 30,4 млрд руб. Такие данные привел начальник отдела департамента автомобильной промышленности Минпромторга Владимир Костюченков на форуме ForAuto 2019.
Больше всего субсидий в 2019 г. предполагается направить на льготный автолизинг – 4,9 млрд руб. По сравнению с 2018 г. эта сумма сократится на четверть. В программе участвует коммерческий транспорт, выпускаемый в России группой ГАЗ, «Камазом», «АвтоВАЗом», УАЗом и др. На льготное автокредитование в 2019 г. планируется потратить 3 млрд руб. – втрое меньше, чем годом ранее. До весны 2018 г. эта программа работала по всей России, затем ее действие сузили до регионов Дальнего Востока. В 2019 г. ее пока не продлили.
Сотрудник одного из автоконцернов не исключает, что чиновники вернутся к использованию программы на территории всей России – если будет поддержана идея снижения максимальной стоимости машин. В 2018 г. она составляла 1,45 млн руб. На субсидирование части стоимости газомоторной техники запланировано 2,5 млрд руб. – почти вдвое меньше, чем в 2018 г. В программе участвуют не только коммерческие автомобили, но и, например, легковые Lada. А вот средств на закупку машин «скорой помощи» и школьных автобусов в 2019 г. не предусмотрено вовсе, следует из данных Костюченкова. В 2018 г. на это было выделено 10 млрд руб. субсидий; в программе участвовала, например, техника группы ГАЗ и Ford Sollers.
Помимо программ стимулирования спроса на автомобили будет продолжена программа субсидирования закупок общественного электротранспорта. На нее, как и в 2018 г., Минпромторг направит 1,5 млрд руб.
В прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 12,8% до 1,8 млн шт. Рост продолжается, но серьезно замедлился. В январе 2019 г. рынок вырос на 0,6%, а по итогам года АЕБ прогнозирует рост всего на 3,6%. Почему Минпромторг решил сократить поддержку, обсуждается ли возможность увеличения финансирования программ и расширение их списка – представитель министерства не пояснил.
«АвтоВАЗ» (его автомобили Lada лидируют на рынке) обсуждает с Минпромторгом возможность увеличения поддержки рынка, говорит представитель автоконцерна. Компания, по его словам, заинтересована в поддержке как экспорта, так и спроса внутри страны. Рынок еще не восстановился и ему по-прежнему требуется поддержка – как минимум на уровне 2018 г., считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. По его словам, ассоциация пока сохраняет прогноз на 2019 г. – рост рынка на 3%, хотя по итогам первого полугодия продажи сократятся. А консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко и вовсе ждет или таких же продаж, как и в 2018 г., или небольшого роста до 1,85–1,9 млн машин: на рынок давят повышение НДС, а также неопределенность в экономике и геополитике. «Активность на рынке коммерческого транспорта и так очень низкая, сокращение этих программ приведет к падению рынка», – предупреждает человек, близкий к одному из автоконцернов. Снижение поддержки негативно влияет на рост авторынка, который находится в фазе восстановления, считает и Кондратенко.
Минпромторг заинтересован в поддержке, но ее размер будет зависеть от позиции первого заместителя председателя правительства Антона Силуанова и курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака, замечает сотрудник другого автоконцерна. «Поддержка спроса коррелирует с состоянием рынка, в прошлом году он показал рост, кризисных явлений не наблюдается», – говорит представитель Козака. По его словам, Минпромторг отслеживает ситуацию: «Возможна корректировка мер поддержки спроса в случае негативного сценария, но пока таких данных и соответствующих решений нет». Представитель Силуанова не ответил на вопросы «Ведомостей».
Так же поступили представители Kia, Hyundai, VW и «Соллерса», их коллеги в Renault и группе ГАЗ от комментариев отказались.