Автозаводы просят государство доплатить за экспорт машин
В прошлом году им не хватило около 2 млрд рублейАвтопроизводители просят выплатить им дополнительно около 2 млрд руб. субсидий для компенсации части транспортных расходов при экспорте своей продукции в 2018 г., рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с менеджерами автоконцернов. Соответствующие совместные письма (от ГАЗа, «Камаза», «АвтоВАЗа», «Рено Россия», «Соллерса») направлены премьер-министру Дмитрию Медведеву, куратору отрасли вице-премьеру Дмитрию Козаку и в Минпромторг, знают они. Было также отдельное обращение от «Фольксваген груп рус».
Представитель Козака подтвердил получение писем. Представители правительства, Минпромторга, «Камаза», «Соллерса», «Рено Россия», «Фольксваген груп рус» на вопросы «Ведомостей» не ответили.
В 2018 г. на субсидирование транспортных расходов при экспорте было выделено 5 млрд руб., затем из-за большого количества заявок сумма выросла примерно до 14 млрд руб., поясняют собеседники. Из них около 2 млрд пришлось на автопром, а основными получателями были лесопереработчики, химические и металлургические компании. Но и этого оказалось мало. По данным источников, всем отраслям в общей сложности не хватило более 4 млрд руб. субсидий.
Субсидии были заложены в цене поставок, их отсутствие означает снижение маржи, а по ряду контрактов – убытки, отмечает один из собеседников. «АвтоВАЗ» в 2018 г. экспортировал 41 740 автомобилей и сборочных комплектов – на 68% больше, чем годом ранее, говорит представитель компании. По его словам, сумма не выплаченных государством субсидий на поддержку экспорта превышает 0,8 млрд руб. «Невыплата субсидии в столь значительном объеме ведет к убыточности проектов по поставкам автомобилей Lada в страны Ближнего Востока, Южной Америки и Африки, – отмечает представитель. – Расходы на транспортировку единицы продукции на вышеперечисленные рынки могут доходить до 15% от стоимости автомобиля». Об этом также говорит представитель группы ГАЗ.
В этих условиях «единственным возможным» путем по снижению потерь становится уход «АвтоВАЗа» со всех удаленных рынков, «где предприятие только начало успешно осваиваться», отмечает представитель «АвтоВАЗа». А это означает уменьшение экспорта «АвтоВАЗа» минимум на 20–25% в денежном выражении, указывает собеседник.
Представитель одного из автозаводов говорит, что его предприятие недополучило за 2018 г. более 60 млн руб., но пока не планирует обращаться за их компенсацией. Шансы вернуть недополученные субсидии невелики, считает он. Сложность в том, что в постановлении есть оговорка: субсидии перечисляются в рамках утвержденного бюджета программы, поясняет собеседник.
В аппарате Козака, по словам представителя, не готовы поддержать просьбу автопроизводителей. «Заключенные соглашения по логистической субсидии не предусматривают обязательств России по финансированию всех заявок, предел финансирования ограничен лимитами бюджетного финансирования на 2018 г., который исчерпан», – пояснил он.
Логистическая субсидия – самая эффективная мера господдержки экспорта, замечают сотрудники двух автоконцернов. Именно поэтому отрасль так горячо ее отстаивала в 2018 г., когда шло обсуждение нового механизма господдержки отраслей промышленности. Аппарат Козака тогда предложил объединить меры господдержки, в которых используются субсидии, и выдавать единую субсидию – тем компаниям, которые разработают шестилетние корпоративные программы развития с обязательством роста экспорта. Позже эта идея трансформировалась: вместо субсидий теперь планируется выделять льготные займы и банковские субсидии. При этом Козак пошел автопрому навстречу: в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» логистическая субсидия вошла как отдельный проект.
В 2019 г. на субсидирование транспортных расходов при экспорте планируется направить 5 млрд руб. По словам представителя Козака, объем на 2019 г. согласован и «будет распределен согласно правилам распределения». По оценке «АвтоВАЗа», средств, запланированных в бюджете 2019 г. на поддержку экспортной логистики, «хватит в лучшем случае до конца I квартала», говорит представитель компании. «Этой суммы совершенно недостаточно для эффективной поддержки национального экспорта», – подчеркивает он. Проблему усугубляет то, что в бюджете не предусмотрены средства на компенсацию затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по адаптации и сертификации продукции для внешних рынков, добавляет собеседник «Ведомостей».
Автопроизводители надеются, что будут увеличены общие планируемые расходы, предусмотренные нацпроектом. В нем предполагается, что до 2024 г. на субсидирование транспортных расходов при экспорте будет потрачено 21,6 млрд руб.