Козак поручил подписать инвестконтракты с ГАЗом, «Автотором», BMW и Hyundai

Вице-премьер также предлагает обеспечить равный доступ автопроизводителей к субсидиям
Козак поручил разработать законопроект, который позволит обеспечить доступ к промышленным субсидиям всем автопроизводителям в России «на равных условиях»
Козак поручил разработать законопроект, который позволит обеспечить доступ к промышленным субсидиям всем автопроизводителям в России «на равных условиях» / Александр Щербак / ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Козак поручил заключить на «старых» условиях специальные инвестконтракты с четырьмя компаниями — ГАЗом, «Автотором», российскими «дочками» немецкой BMW и корейской Hyundai. Это следует из копии протокола совещания у Козака 22 ноября, с которой ознакомились «Ведомости». Ее достоверность подтвердил представитель Козака. Когда именно планируется подписать контракты, он не уточнил, но заметил, что тех, кто успеет это сделать в 2018 г., не коснется общее повышение ставки НДС с января 2019 г. с 18 до 20%.

Специнвестконтракты дают доступ к налоговым льготам и гарантируют неухудшение условий бизнеса в обмен на инвестиции. О том, что они могут быть заключены с автоконцернами до разработки новых условий для инвесторов (еще не утверждены), ранее рассказывали источники «Ведомостей».

Особенно важны специнвестконтракты для корейского автоконцерна, у которого в декабре 2018 г. завершается соглашение о промышленной сборке.

Hyundai хочет организовать по специнвестконтракту производство двигателей и, возможно, коробок передач, BMW — построить завод в Калининградской области. Суть своих проектов «Автотор» и ГАЗ не раскрывали.

До сих пор предприятия автопрома подписывали так называемые соглашения о промышленной сборке автомобилей. Они предусматривали предоставление таможенных льгот для импортируемых автокомпонентов в обмен на инвестиции и повышение локализации производства. Сейчас же чиновники готовят новый инвестиционный режим для автопрома. Минпромторг считает, что именно инвестконтракты должны стать заменой соглашениям о промсборке, с тем чтобы продолжать увеличивать локализацию выпускаемых в стране машин. Главное, что сейчас обсуждается, — это компенсация утилизационного сбора, говорили сотрудники нескольких автоконцернов. Сейчас автозаводы получают сопоставимые с этими сборами промышленные субсидии. В этом списке — все крупнейшие автопроизводители: те, кто подписывал соглашения о промсборке, а также «Автотор» и дальневосточное СП «Мазда Соллерс». Например, в 2017 г. у «Камаза» на утилизационный сбор ушло 13,6% выручки по МСФО, у «АвтоВАЗа» — 6,5%.

Козак поручил также министерствам совместно с ФАС разработать до 30 декабря законопроект, который позволил бы обеспечить доступ к промышленным субсидиям всем автопроизводителям в России «на равных условиях», следует из протокола совещания от 22 ноября. Будут ли при этом предъявлены требования к уровню локализации машин, не известно. Представитель Козака это не пояснил.

Минпромторг предлагает привязать размер поддержки к локализации, Минэкономразвития настроено лояльно ко всем инвесторам, поясняли ранее источники «Ведомостей».

Если привязки к локализации не будет, то это будет несправедливо по отношению к тем, кто взял обязательства по инвестициям в рамках соглашений о промсборке и продолжает вкладываться в развитие, говорит человек, близкий к одному из российских автоконцернов. Такой подход будет лишь стимулировать появление сборочных производств, что противоречит стратегии развития автопрома, нацеленной на углубление локализации, подчеркивает он.

Представитель Hyundai сказал, что для его компании главное, чтобы условия специнвестконтракта были такими же, как и у других автоконцернов, продолжающих работать по соглашениям о промсборке. Представитель группы ГАЗ считает, что подписание специнвестконтрактов на старых условиях — это справедливый подход для компаний в сегменте коммерческого транспорта, а также в отношении компаний, попавших под санкции. Представители «Автотора» и BMW в воскресенье, 25 ноября, на вопросы «Ведомостей» не ответили. «АвтоВАЗ» от комментариев отказался.