Арест Карлоса Гона ставит под вопрос будущее альянса Renault-Nissan
В четверг японская компания выведет его из совета директоровКарлос Гон был арестован в Японии в понедельник. Он, а также член совета директоров Nissan Грег Келли «в течение многих лет» занижали сумму вознаграждений Гона в отчетах для Токийской фондовой биржи, говорится в заявлении Nissan. Автокомпания также сообщила, что узнала о нарушениях Гона от информатора, несколько месяцев вела внутреннее расследование и поделилась его результатами с японской прокуратурой. По сообщению государственной телерадиокомпании NHK, доходы Гона были занижены примерно на 5 млрд иен ($44 млн).
Гон и Келли также искажали сведения о расходовании средств компании и использовали ее средства в личных целях, сообщил гендиректор Nissan Хирото Сайкава. В четверг он собирает совет директоров, чтобы исключить Гона и Келли.
«Реакция рынка акций показывает, насколько это серьезное событие» для компании, отметил Раджав Гупта-Чодхари, аналитик Citigroup. Акции Renault падали на 14%, Nissan на открытии торгов в Нью-Йорке – подешевели на 9,3% (информация об аресте появилась после завершения торгов в Токио).
К альянсу, созданному 19 лет назад после того, как Гон спас японскую компанию от банкротства (Renault сейчас контролирует 43% Nissan, а та – 15% Renault), он в 2016 г. добавил Mitsubishi Motors (34% ее акций – у Nissan) и «АвтоВАЗ»: Renault контролирует российского автопроизводителя (96,6%) через СП с «Ростехом».
«Неожиданно, – поделился гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов первой реакцией на информацию о Гоне, которого знает с 2003 г. – Считаю, что это один из самых сильных менеджеров в мире. Создать такую огромную компанию... Проблем была масса, но тем не менее все выжили, работают. Даже «АвтоВАЗ» переделал».
В 2017 г. альянс Renault-Nissan-Mitsubishi (RNM), занимающий сильные позиции и в США, и в Европе, и в Азии, обогнал Volkswagen Group и стал мировым лидером по числу проданных машин – 10,6 млн. Гон ставил целью альянса выпуск 14 млн автомобилей к 2022 г.
Гон – один из самых высокооплачиваемых лидеров автоиндустрии. Вопросы к его заработкам возникали и раньше. «Представьте, если бы я получал деньги только в одной компании. Что тогда сказали бы акционеры другой компании: «Если наш гендиректор не получает в нашей компании зарплату, может, он не так тщательно работает на нас, как на другую компанию?» – объяснял он в 2006 г. в интервью «Ведомостям», почему получает зарплату и в Renault, и в Nissan.
В 2016 г. его вознаграждение вызвало гнев французских властей, владеющих 15% Renault, Гона критиковал тогдашний министр финансов Эмманюэль Макрон. «Вознаграждения [топ-менеджменту] под более пристальным вниманием, чем прежде, – я сполна это почувствовал <...> задается много вопросов о том, что вы делаете для общества, – говорил Гон в интервью FT в 2018 г. – Но это не снижает требования к эффективности».
Включив в альянс Mitsubishi, где он возглавил совет директоров, Гон стал получать вознаграждение и там. Согласно отчетам Nissan и Mitsubishi, Гон получил от них в 2017 г. 962 млн иен деньгами и акциями ($8,5 млн), от Renault – 7,4 млн евро ($8,5 млн). «АвтоВАЗ» не выплачивал вознаграждение директорам (Гон возглавлял его совет в 2013–2016 гг.), указывается в отчетности российской компании.
По соглашению между тремя компаниями альянса они совместно проводят исследования, разрабатывают и используют технологии, компоненты, что позволяет экономить на масштабе. В конце 2022 г. RNM собирается выпускать 9 млн автомобилей на общих платформах вместо 2 млн сейчас.
Теперь реализация плана RNM по экономии на расходах под вопросом, тем более что руководство Nissan в последнее время выражало недовольство стратегией Гона, отмечает Джули Бут, аналитик по авторынку Pelham Smithers. В США Гон концентрировался на увеличении доли рынка в ущерб прибыльности, приводит мнение Бут The Wall Street Journal: «Nissan полностью развернул эту стратегию».
Альянс сможет эффективно работать и без Гона, а партнеры должны больше не допускать концентрации власти в руках одного человека и создать более устойчивую структуру управления, заявил в понедельник Сайкава. Он заявлял, что не хочет, как Гон, ставить конкретные цели по выпуску машин и что Nissan, производящему почти вдвое больше машин, чем Renault, нужно сосредоточиться на повышении нормы прибыли.
Глобальный масштаб партнерства, которого добивался Гон, может оказаться не тем ответом на вызовы сегодняшнего дня, который необходим, полагает Макс Уорбертон, аналитик по авторынку Bernstein Research. Компаниям альянса важнее искать партнерства с технологическими фирмами и разрабатывать бизнес-модели в мире, где будут доминировать каршеринг, самоуправляемые и подключенные к интернету автомобили, рассуждает он. «Возможно, важность Гона преувеличивалась и альянс сможет работать без него. Или затрещит по швам – но Renault сможет найти альтернативный путь вперед», – говорит Уорбертон (цитата по WSJ).