Рынок LCV в Европе: не самый большой, но очень конкурентный

Чтобы сохранить прибыль, конкурирующие автопроизводители объединяются для выпуска коммерческой техники
Франция – крупнейший рынок для LCV в Европе
Франция – крупнейший рынок для LCV в Европе / LOIC VENANCE / AFP

По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), на дорогах ЕС используется 29 млн фургонов (данные на середину 2016 г.), а средний возраст машин сегмента – 10,7 года. В 2017 г. в регионе было зарегистрировано 1,996 млн новых LCV, рост – 3,9%, что составляет 80% от всех продаж коммерческих автомобилей в штуках. В 2016 г. рост продаж LCV был еще выше – 12%.

При этом Европа производит больше фургонов, чем покупает: по данным ACEA, экспорт в 2016 г. составил 347 108 машин на сумму 4 млрд евро. Произведено в ЕС было 2,2 млн LCV. С учетом того, что коммерческая техника производится на нескольких заводах в Турции, под боком ЕС, 39 сборочных предприятий Европы, на которых производятся машины аналогичных классов, остаются вполне востребованными.

Пять классов

Европейские LCV условно разделены на пять классов: большие фургоны (до 5 т полной массы, что формально относит самые грузоподъемные версии уже к средним грузовикам), например Ford Transit, Renault Master и Mercedes-Benz Sprinter; «однотонные» фургоны или минивэны (примерно до 2,5 т полной массы, до 1,5 т полезной нагрузки) – Mercedes-Benz Vito, Renault Trafic и Volkswagen Transporter; компактные фургоны (сделанные на шасси легковых машин C-класса) – Peugeot Partner, Opel Combo и Fiat Doblo; субкомпактные фургоны (на шасси легковушек B-класса) – Fiat Fiorino, Citroen Nemo и Ford Transit Courier, пикапы – Nissan Navara, Ford Ranger и Volkswagen Amarok. У каждого из четырех типов фургонов есть пассажирские версии, как правило с другими названиями, меньшие из которых классифицируются как автомобили для досуга (Leisure Activity Vehicle, LAV).

Самый крупный рынок LCV внутри ЕС – Франция (в 2017 г. зарегистрировано 437 415 шт., +7,1%), она опережает в этом сегменте Германию (270 694 шт., +4,9%) и Великобританию (362 149 шт., -3,6%), в которых больше продается легковых машин, а в Германии больше и средних, и тяжелых грузовиков (во Франции вообще любят миниатюрные машины, грузовики не исключение).

Кооперативная конкуренция

Европейский рынок сильно выделяется среди других регионов необычно высокой кооперацией между производителями, которые одновременно могут жестко конкурировать в других сегментах.

Рынок коммерческих автомобилей ЕС исторически низкоприбыльный, но при этом с большими объемами, объясняют аналитики. Производители вынуждены сокращать издержки на разработку и запуск в производство новых моделей. Для покупателей коммерческой техники важнее не дизайн или престижность марки, а потребительские качества и, главное, условия и уровень обслуживания, что привязывает их к марке и даже дилеру.

Daimler 20 лет (с 1996 г.) сотрудничал с Volkswagen (VW) в производстве больших фургонов. Mercedes-Benz Sprinter (первого поколения) был идентичен VW LT (второго поколения), который при смене поколений переименовали в VW Crafter (машины различались только моторами, трансмиссиями и передком, который для Crafter был стилизован дизайнерами под бразильский грузовик VW). Фургоны и их пассажирские версии выпускались на двух заводах Daimler в Дюссельдорфе и Людвигсфельде. Третье поколение Sprinter, которое выходит на рынок в этом году, и второе поколение Crafter, которое вышло в 2016 г., уже различаются платформами, и VW вместе с корпоративным близнецом MAN TGE переехали на завод VW в Польшу, который выпускает Caddy.

Некоторые альянсы производителей успешно существуют еще дольше, например партнерство Sevel (Sociеtе Europеenne de Vеhicules Lеgers) между Fiat и PSA Group (Peugeot-Citroеn), выпускающее LCV на предприятиях в Италии, Франции, Турции и Южной Америке. Самая устойчивая в Sevel тройка LCV – фургоны Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Citroеn Jumper – производится совместно с 1981 г. В шестерке минивэнов (которые раньше назывались «евровэны») – Citroеn Space Tourer, Peugeot Traveller, Toyota ProAce Verso, Citroеn Jumpy, Peugeot Expert, выбыл Fiat Scudo, но прибавилась Toyota ProAce. Тройка LAV – Fiat Fiorino, Citroеn Nemo и Peugeot Bipper – выпускается c 2007 г. турецкой компанией Tofas.

Альянсы перемешиваются

В ближайшее время некоторые из этих альянсов могут перемешаться в результате заключения новых партнерских отношений в европейском автопроме, в первую очередь из-за ухода из региона General Motors (GM), продавшей свое европейское подразделение Opel / Vauxhaul французской PSA Group. Так, Opel Combo, до недавнего времени мало чем отличавшийся от Fiat Doblo, теперь превратится в клона Citroen Berlingo / Peugeot Partner. Впрочем, это решение было принято еще до продажи Opel, во время короткого альянса GM с Peugeot, распавшегося после покупки доли во французской компании китайской Dongfeng.

Минивэн Opel / Vauxhaul Vivaro, аналогичный Renault Trafic, продолжает выпускаться в Великобритании на заводе GM, так же как и во французском Сандувиле – Renault. На той же французской базе Trafic стоят Nissan NV300, а с 2016 г. – Fiat Talento, сменивший в модельной линейке Scudo. Сменой логотипов Renault Master продолжают получаться Opel / Vauxhaul Movano (и Nissan NV400). Кроме того, Renault производит для Mercedes-Benz компактный минивэн Citan, сделанный на основе модели Kangoo.

Свой путь

Не видит смысла в кооперации только Ford – у американской компании есть исчерпывающий набор LCV для европейского рынка на собственных платформах. Модель Transit является бестселлером в Западной Европе с долей около 13%. Но только номинальным бестселлером, поскольку Transit – целое семейство моделей в нескольких классах. Самый массовый из них – Transit Custom, «однотонный» минивэн, которых в 2017 г. в ЕС было продано 123 100 шт. (+4%, данные компании), и его доля рынка – 6,2% (есть его пассажирская версия Tourneo Custom – 13 400 шт., +37,3%). Transit Connect – уже компактный минивэн на платформе Focus (55 900 шт., +8,8%, пассажирская версия Tourneo Connect, 15 100 шт., -5,3%), Transit Courier – субкомпактный минивэн на шасси Fiesta (19 600 шт., +13,8%, пассажирский Tourneo Courier, 16 000 шт., 9,4%). И, наконец, собственно Transit – большой фургон и микроавтобус (88 700 шт., +4,4%), т. е. доля большого Transit – 4,4%.

На втором месте среди LCV в Европе – Mercedes Sprinter, удерживающий около 5% продаж в Европе (95 371 шт. в 2016 г., в 2017 г. глобальные продажи модели выросли на 4%, вровень с рынком ЕС).

Третьей по популярности моделью европейского рынка является Fiat Ducato (доля 4,7%), затем идут примерно вровень Renault Kangoo, Citroen Berlingo и VW Transporter (по 4,4%), Peugeot Partner (4,3%), Renault Master (4,0%), Renault Trafic (3,8%) и VW Caddy (3,8%).

После развода с Daimler в одиночку производит фургоны и Volkswagen, в линейке которого нет субкомпактного LCV, а экзотику в виде бразильского пикапа Saveiro (на базе Gol) крупнейший автопроизводитель Европы ввозить резонно не торопится.

Франция – крупнейший рынок для LCV в Европе

Что придет на смену дизелю

Основным вызовом для европейского рынка являются намечающийся отказ от загрязняющих воздух городов оксидами азота дизельных моторов и переход к технологиям альтернативных чистых силовых агрегатов. Электрические грузовики слишком дороги, а аккумуляторы занимают объем кузова и снижают полезную нагрузку. К тому же пробег электромобилей не годится для международных перевозок и даже междугородных в крупных европейских странах вроде Германии, Франции или Испании. Инфраструктура заправки газового и водородного топлива пока не развита, несмотря на усилия нескольких стран. По данным ACEA, сейчас 96% проданных в ЕС LCV оснащены дизельными моторами. Только 1,7% из используемого автопарка фургонов и минивэнов с альтернативными двигателями.

Тем не менее многие европейские автопроизводители усиленно готовят электрификацию LCV. Renault с 2011 г. продает электрический развозной фургон Kangoo ZE и в 2017 г. провела обновление модели, увеличив запас хода до 270 км. В феврале 2018 г. компания начала поставки во Францию большого фургона Master ZE. Ее партнер Nissan продает в Европе электрический развозной фургон e-NV200.

Mercedes-Benz Vans готовится в 2018 г. начать поставки минивэна eVito, а в следующем году за ним последуют электрические версии Sprinter и Citan. VW в конце 2017 г. передал клиентам в Германии, Великобритании, Нидерландах и Швеции для тестирования электрические фургоны e-Crafter, а в сентябре 2018 г. собирается начать продажи модели.

Самый передовой опыт электрификации коммерческих автомобилей в Германии не у Daimler или VW, а у Deutsche Post. Купив компанию-стартап в немецком Ахене, национальный почтовый оператор с 2016 г. выпускает под маркой Streetscooter электрические развозные фургоны – в первую очередь для собственных нужд и для принадлежащей ему службы экспресс-доставки DHL. В мае 2017 г. у компании появились уже сторонние покупатели. В августе 2017 г. Deutsche Post договорилась с Ford о поставках 2500 шасси Transit, на которые будут установлены электрическая силовая установка и кузов. Фургоны будут называться Streetscooter Work XL.

Франция – крупнейший рынок для LCV в Европе