Рынок LCV в Европе: не самый большой, но очень конкурентный
Чтобы сохранить прибыль, конкурирующие автопроизводители объединяются для выпуска коммерческой техникиПо данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), на дорогах ЕС используется 29 млн фургонов (данные на середину 2016 г.), а средний возраст машин сегмента – 10,7 года. В 2017 г. в регионе было зарегистрировано 1,996 млн новых LCV, рост – 3,9%, что составляет 80% от всех продаж коммерческих автомобилей в штуках. В 2016 г. рост продаж LCV был еще выше – 12%.
При этом Европа производит больше фургонов, чем покупает: по данным ACEA, экспорт в 2016 г. составил 347 108 машин на сумму 4 млрд евро. Произведено в ЕС было 2,2 млн LCV. С учетом того, что коммерческая техника производится на нескольких заводах в Турции, под боком ЕС, 39 сборочных предприятий Европы, на которых производятся машины аналогичных классов, остаются вполне востребованными.
Пять классов
Европейские LCV условно разделены на пять классов: большие фургоны (до 5 т полной массы, что формально относит самые грузоподъемные версии уже к средним грузовикам), например Ford Transit, Renault Master и Mercedes-Benz Sprinter; «однотонные» фургоны или минивэны (примерно до 2,5 т полной массы, до 1,5 т полезной нагрузки) – Mercedes-Benz Vito, Renault Trafic и Volkswagen Transporter; компактные фургоны (сделанные на шасси легковых машин C-класса) – Peugeot Partner, Opel Combo и Fiat Doblo; субкомпактные фургоны (на шасси легковушек B-класса) – Fiat Fiorino, Citroen Nemo и Ford Transit Courier, пикапы – Nissan Navara, Ford Ranger и Volkswagen Amarok. У каждого из четырех типов фургонов есть пассажирские версии, как правило с другими названиями, меньшие из которых классифицируются как автомобили для досуга (Leisure Activity Vehicle, LAV).
Самый крупный рынок LCV внутри ЕС – Франция (в 2017 г. зарегистрировано 437 415 шт., +7,1%), она опережает в этом сегменте Германию (270 694 шт., +4,9%) и Великобританию (362 149 шт., -3,6%), в которых больше продается легковых машин, а в Германии больше и средних, и тяжелых грузовиков (во Франции вообще любят миниатюрные машины, грузовики не исключение).
Кооперативная конкуренция
Европейский рынок сильно выделяется среди других регионов необычно высокой кооперацией между производителями, которые одновременно могут жестко конкурировать в других сегментах.
Рынок коммерческих автомобилей ЕС исторически низкоприбыльный, но при этом с большими объемами, объясняют аналитики. Производители вынуждены сокращать издержки на разработку и запуск в производство новых моделей. Для покупателей коммерческой техники важнее не дизайн или престижность марки, а потребительские качества и, главное, условия и уровень обслуживания, что привязывает их к марке и даже дилеру.
Daimler 20 лет (с 1996 г.) сотрудничал с Volkswagen (VW) в производстве больших фургонов. Mercedes-Benz Sprinter (первого поколения) был идентичен VW LT (второго поколения), который при смене поколений переименовали в VW Crafter (машины различались только моторами, трансмиссиями и передком, который для Crafter был стилизован дизайнерами под бразильский грузовик VW). Фургоны и их пассажирские версии выпускались на двух заводах Daimler в Дюссельдорфе и Людвигсфельде. Третье поколение Sprinter, которое выходит на рынок в этом году, и второе поколение Crafter, которое вышло в 2016 г., уже различаются платформами, и VW вместе с корпоративным близнецом MAN TGE переехали на завод VW в Польшу, который выпускает Caddy.
Некоторые альянсы производителей успешно существуют еще дольше, например партнерство Sevel (Sociеtе Europеenne de Vеhicules Lеgers) между Fiat и PSA Group (Peugeot-Citroеn), выпускающее LCV на предприятиях в Италии, Франции, Турции и Южной Америке. Самая устойчивая в Sevel тройка LCV – фургоны Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Citroеn Jumper – производится совместно с 1981 г. В шестерке минивэнов (которые раньше назывались «евровэны») – Citroеn Space Tourer, Peugeot Traveller, Toyota ProAce Verso, Citroеn Jumpy, Peugeot Expert, выбыл Fiat Scudo, но прибавилась Toyota ProAce. Тройка LAV – Fiat Fiorino, Citroеn Nemo и Peugeot Bipper – выпускается c 2007 г. турецкой компанией Tofas.
Альянсы перемешиваются
В ближайшее время некоторые из этих альянсов могут перемешаться в результате заключения новых партнерских отношений в европейском автопроме, в первую очередь из-за ухода из региона General Motors (GM), продавшей свое европейское подразделение Opel / Vauxhaul французской PSA Group. Так, Opel Combo, до недавнего времени мало чем отличавшийся от Fiat Doblo, теперь превратится в клона Citroen Berlingo / Peugeot Partner. Впрочем, это решение было принято еще до продажи Opel, во время короткого альянса GM с Peugeot, распавшегося после покупки доли во французской компании китайской Dongfeng.
Минивэн Opel / Vauxhaul Vivaro, аналогичный Renault Trafic, продолжает выпускаться в Великобритании на заводе GM, так же как и во французском Сандувиле – Renault. На той же французской базе Trafic стоят Nissan NV300, а с 2016 г. – Fiat Talento, сменивший в модельной линейке Scudo. Сменой логотипов Renault Master продолжают получаться Opel / Vauxhaul Movano (и Nissan NV400). Кроме того, Renault производит для Mercedes-Benz компактный минивэн Citan, сделанный на основе модели Kangoo.
Свой путь
Не видит смысла в кооперации только Ford – у американской компании есть исчерпывающий набор LCV для европейского рынка на собственных платформах. Модель Transit является бестселлером в Западной Европе с долей около 13%. Но только номинальным бестселлером, поскольку Transit – целое семейство моделей в нескольких классах. Самый массовый из них – Transit Custom, «однотонный» минивэн, которых в 2017 г. в ЕС было продано 123 100 шт. (+4%, данные компании), и его доля рынка – 6,2% (есть его пассажирская версия Tourneo Custom – 13 400 шт., +37,3%). Transit Connect – уже компактный минивэн на платформе Focus (55 900 шт., +8,8%, пассажирская версия Tourneo Connect, 15 100 шт., -5,3%), Transit Courier – субкомпактный минивэн на шасси Fiesta (19 600 шт., +13,8%, пассажирский Tourneo Courier, 16 000 шт., 9,4%). И, наконец, собственно Transit – большой фургон и микроавтобус (88 700 шт., +4,4%), т. е. доля большого Transit – 4,4%.
На втором месте среди LCV в Европе – Mercedes Sprinter, удерживающий около 5% продаж в Европе (95 371 шт. в 2016 г., в 2017 г. глобальные продажи модели выросли на 4%, вровень с рынком ЕС).
Третьей по популярности моделью европейского рынка является Fiat Ducato (доля 4,7%), затем идут примерно вровень Renault Kangoo, Citroen Berlingo и VW Transporter (по 4,4%), Peugeot Partner (4,3%), Renault Master (4,0%), Renault Trafic (3,8%) и VW Caddy (3,8%).
После развода с Daimler в одиночку производит фургоны и Volkswagen, в линейке которого нет субкомпактного LCV, а экзотику в виде бразильского пикапа Saveiro (на базе Gol) крупнейший автопроизводитель Европы ввозить резонно не торопится.
Что придет на смену дизелю
Основным вызовом для европейского рынка являются намечающийся отказ от загрязняющих воздух городов оксидами азота дизельных моторов и переход к технологиям альтернативных чистых силовых агрегатов. Электрические грузовики слишком дороги, а аккумуляторы занимают объем кузова и снижают полезную нагрузку. К тому же пробег электромобилей не годится для международных перевозок и даже междугородных в крупных европейских странах вроде Германии, Франции или Испании. Инфраструктура заправки газового и водородного топлива пока не развита, несмотря на усилия нескольких стран. По данным ACEA, сейчас 96% проданных в ЕС LCV оснащены дизельными моторами. Только 1,7% из используемого автопарка фургонов и минивэнов с альтернативными двигателями.
Тем не менее многие европейские автопроизводители усиленно готовят электрификацию LCV. Renault с 2011 г. продает электрический развозной фургон Kangoo ZE и в 2017 г. провела обновление модели, увеличив запас хода до 270 км. В феврале 2018 г. компания начала поставки во Францию большого фургона Master ZE. Ее партнер Nissan продает в Европе электрический развозной фургон e-NV200.
Mercedes-Benz Vans готовится в 2018 г. начать поставки минивэна eVito, а в следующем году за ним последуют электрические версии Sprinter и Citan. VW в конце 2017 г. передал клиентам в Германии, Великобритании, Нидерландах и Швеции для тестирования электрические фургоны e-Crafter, а в сентябре 2018 г. собирается начать продажи модели.
Самый передовой опыт электрификации коммерческих автомобилей в Германии не у Daimler или VW, а у Deutsche Post. Купив компанию-стартап в немецком Ахене, национальный почтовый оператор с 2016 г. выпускает под маркой Streetscooter электрические развозные фургоны – в первую очередь для собственных нужд и для принадлежащей ему службы экспресс-доставки DHL. В мае 2017 г. у компании появились уже сторонние покупатели. В августе 2017 г. Deutsche Post договорилась с Ford о поставках 2500 шасси Transit, на которые будут установлены электрическая силовая установка и кузов. Фургоны будут называться Streetscooter Work XL.