«АвтоВАЗ» сократил убыток почти в 5 раз
В 2020 году компания рассчитывает получить чистую прибыльЧистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО в 2017 г. сократился в 4,6 раза до 9,7 млрд руб., сообщила компания. Показатель EBITDA у «АвтоВАЗа» стал положительным – 8,4 млрд руб., подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2016 г. он был отрицательным – минус 7,8 млрд руб. Компании помогли рост продаж, рост цен, вывод на рынок более дорогих комплектаций автомобилей, укрепление рубля, программа рекапитализации, инициированная основными акционерами – Renault-Nissan и «Ростехом», объяснил исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по финансам Штефан Мауэрер. Убыток мог бы быть меньше, если бы не по-прежнему высокие процентные расходы – 9 млрд руб. в 2017 г., отмечает Беспалов. «АвтоВАЗ» продолжит оптимизировать расходы и рассчитывает в 2020 г. выйти уже на чистую прибыль, пообещал президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Выручка «АвтоВАЗа» в 2017 г. выросла на 22% и достигла 225,6 млрд руб. Основную прибавку обеспечил рост продаж автомобилей на российском рынке – 320 222 машины, на 16,2% больше, чем годом ранее. Доля «АвтоВАЗа» в продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России достигла самого большого значения за последние шесть лет – 19,5%. В прошлом году в десятку наиболее продаваемых вошли четыре модели Lada – Granta, Vesta, Largus и Xray. Всего в 2017–2026 гг. компания планирует вывести на рынок 12 новых моделей разных семейств (две уже появились) и 11 – с обновленным дизайном (выпуск части из них начнется до конца 2018 г.). Российский рынок в нынешнем году вырастет минимум на 10%, «АвтоВАЗ» хочет сохранить или даже нарастить долю.
«АвтоВАЗ» сумел в 2017 г. увеличить и экспорт – на 3,3 млрд руб., или на 44,5% по сравнению с 2016 г. Всего за рубеж отправлено 24 955 автомобилей и сборочных комплектов. Основным рынком остается Казахстан, где Lada собираются из машинокомплектов. Среди новых рынков – Куба, Иордания, Китай и Литва. Прогноз экспортных поставок на 2018 г. Мор не дал, но заверил, что планируется увеличить как поставки, так и число стран, куда они пойдут. Компания, по словам Мора, не намерена в ближайшей перспективе серьезно наращивать поставки в Европу – там ужесточены экологические требования.
Российский автомобильный рынок растет, но мощности «АвтоВАЗа» по-прежнему недозагружены. Поэтому компании нужно продолжать наращивать продажи в России и за рубежом, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Другая важная задача – снижение долговой нагрузки, продолжает эксперт. Общий долг «АвтоВАЗа» на конец 2017 г. составил 93,5 млрд руб. (за год снизился на 10%), а чистый долг – 84,7 млрд руб. (минус 2%), подсчитал он. Компании поможет второй этап рекапитализации, в рамках которой основные акционеры конвертируют в акции «АвтоВАЗа» его долг и прочие обязательства перед ними. Это улучшит возможности автоконцерна по привлечению средств для продолжения своей инвестпрограммы, прежде всего проектов, связанных с развитием модельного ряда, говорит Беспалов.