Минпромторг хочет стимулировать автоконцерны увеличивать локализацию производства

Наградой для производителей будет допуск к программам господдержки автопрома
Сделанные в России комплектующие должны стать предметом экспорта
Сделанные в России комплектующие должны стать предметом экспорта / Максим Стулов / Ведомости

Для комплектующих в России большой рынок сбыта, передает Министерство промышленности и торговли слова министра Дениса Мантурова: свои заводы построили практически все крупнейшие мировые автопроизводители. «В скором времени мы введем новые требования к локализации, и этот сегмент получит дополнительный импульс для роста», – пообещал министр. Представитель Минпромторга не смог сказать, что это за новые требования.

Минпромторг совместно с отраслью разрабатывает набор минимально необходимых технологических операций для признания ключевых автомобильных узлов (двигатели, коробки передач, электроника и др.) выпущенными в России, объяснили «Ведомостям» люди, близкие к трем производителям автомобилей. Это будет добавлено в постановление правительства, определяющее условия признания российского происхождения товара.

Такой подход уже применялся для автомобилей и других видов промышленной продукции. Число операций поэтапно росло с 2015 г. и в 2017 г. достигло максимального значения. Сегодня для признания автомобиля выпущенным в России требуется осуществлять сварку, окраску, монтаж кузова, монтаж передней и задней подвески, рулевого механизма, выхлопной системы, контрольные испытания и проч. – всего 11 операций. Соответствие условиям постановления сейчас дает доступ к экспортным субсидиям и госзакупкам. Из-за увеличения числа локализованных операций с 1 января 2017 г., например, потеряли возможность участвовать в госзакупках собираемые в России автомобили марок BMW и Audi.

Определение набора операций для ключевых узлов нужно для дальнейшей локализации выпускаемых в России автомобилей и станет правовой основой для нового, разрабатываемого сейчас совместно с Минэкономразвития инвестиционного режима в автопроме, объясняют собеседники «Ведомостей». Этот режим будет применяться после окончания действия соглашений о промышленной сборке (завершаются в 2018–2020 гг.). Они дают льготы на ввоз автокомпонентов (как правило, нулевые пошлины) в обмен на увеличение локализации, использование в части машин, производимых в России, локальных двигателей и (или) коробок передач. Предполагается, что в новом режиме (это будет оформлено в виде специальных инвестиционных контрактов с Минпромторгом или соглашений с Минэкономразвития – решения пока нет) уже не будет льгот по автокомпонентам. При вступлении в ВТО Россия обязалась отменить их с 1 июля 2018 г. Для дальнейшей локализации чиновники хотят привязать господдержку к наличию в автомобилях локально выпускаемых ключевых узлов, говорил замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. Изменение постановления правительства поможет решению этой задачи, указывают собеседники «Ведомостей». Это защитит и от псевдолокализации ключевых узлов, т. е. от крупноузловой сборки, уверен один из собеседников. У основных игроков уже налажено производство двигателей полного цикла (см. врез).

Кто локализовал моторы

Сейчас локально выпускаемые двигатели в России помимо традиционных игроков («АвтоВАЗ», ГАЗ, «Камаз», УАЗ) использует группа Volkswagen (завод двигателей в Калуге), Ford Sollers (моторный завод в Татарстане), альянс Renault-Nissan (моторы для него выпускает «АвтоВАЗ», контролируемый Renault). Моторы на заводе Ford Sollers и Volkswagen, по словам их представителей, выпускаются по полному циклу – ведется механическая обработка компонентов, сборка, контроль качества. По полному циклу выпускает двигатели и «АвтоВАЗ», сообщалось ранее. Строит моторный завод дальневосточное СП «Соллерса» и Mazda. Рассматривает возможность выпуска моторов в России альянс Hyundai-Kia.

Когда и в каком документе будет зафиксировано наличие в машинах локально выпускаемого узла или узлов (с графиком внедрения) как условия господдержке – пока не ясно. Возможно, в отдельном законе или в автомобильной версии специальных инвестиционных контрактов, рассуждает один из собеседников «Ведомостей». Уже заключенных контрактов новые правила не коснутся, считает другой собеседник. Такой документ уже подписал Daimler для выпуска легковых машин в Московской области (производство моторов, коробок передач из-за небольшой мощности завода не предусмотрено).

Намерена подписать инвестконтракт и BMW – под проект строительства автозавода в России, который также не предполагает локализацию моторов.

По замыслу Минпромторга соответствие новым требованиям станет допуском к широкому списку мер господдержки, но к каким конкретно – пока не определено, замечают собеседники. Директор департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александр Масленников говорил «Ведомостям», что участники нового режима получат доступ ко всем программам господдержки, как сейчас при наличии соглашения о промышленной сборке. Среди них программы стимулирования спроса на рынке и поддержки экспорта, госзакупки, блок промышленных субсидий (сопоставимы с расходами по утилизационному сбору), компенсация части процентных выплат по инвесткредитам, субсидии на научно-исследовательские и конструкторские разработки и проч. Ежегодную господдержку отрасли до 2025 г. предлагается оставить той же, что и в 2016 г., – 65 млрд руб., следует из проекта долгосрочной стратегии развития автопрома (еще не утверждена). Будет продолжаться и поддержка экспорта продукции автопрома, а поддержка спроса на внутреннем рынке будет сокращаться в пользу проектов, связанных с выпуском экологических машин, развитием беспилотных технологий, необходимой инфраструктуры. Российский рынок, сокращавшийся в 2013–2016 гг. (из-за этого автозаводы в среднем загружены наполовину), с весны 2017 г. начал восстанавливаться. Чиновники, участники рынка и эксперты считают, что рост будет продолжаться и в ближайшие годы.

По словам двух собеседников «Ведомостей», внести изменения в постановление № 719 Минпромторг рассчитывает до конца года. Но это может произойти и позже, замечает один из них: потребуется глубокая экспертная оценка отрасли и того, какие именно технологические операции целесообразно включить в список, будут ли они актуальны через несколько лет, например, с учетом развития трехмерной печати. В целом это увеличит добавленную стоимость, поможет локализации автомобилей и производства автокомпонентов, уверены собеседники.

Минэкономразвития, по словам его представителя, для выработки единой позиции о принципах реализации нового режима продолжает обсуждение с Минпромторгом и заинтересованными компаниями и рассматривает различные варианты. «Основной целью нового режима будет принятие открытого и транспарентного механизма развития отрасли и поддержки автопроизводителей и производителей автокомпонентов, а также стимулирование производства продукции на экспорт», – заключает он.

Сделанные в России комплектующие должны стать предметом экспорта