Российский рынок коммерческих автомобилей растет второй год подряд

В этом году тон задает премиальная техника, спрос на которую в сегменте грузовиков, например, вырос в разы
Заводы по производству грузовиков вновь загружены
Заводы по производству грузовиков вновь загружены / Е. Кузьмина / Ведомости

За годы кризиса рынок коммерческих автомобилей сократился почти вдвое. В этом году сложилась ситуация, создающая условия для начала восстановления российской экономики, комментирует представитель «Автостата». ВВП страны в этом году растет, цена нефти держится на уровне $50 за баррель с небольшими отклонениями в ту или другую сторону, при этом избегая очень резких скачков, перечисляет он. Рубль тоже сохраняет устойчивый курс к основным мировым валютам – около 60 руб. за $1 и примерно 70 руб. за 1 евро. Все это в итоге создает благоприятные условия для роста рынка коммерческой техники в стране, заключает он.

Потребители оживились

Сегодня многие сферы бизнеса, в том числе логистическая, проходят период оживления и стабилизации, комментирует гендиректор «Авто-ПЭК» (автопарка транспортной компании ПЭК) Дмитрий Иевлев. Увеличивается грузооборот автомобильных коммерческих перевозок, в итоге возникает дефицит транспорта и, как следствие, постепенно растут тарифы на услуги. Поэтому с конца 2016 г. и в текущем году многие компании вновь перешли от стратегии отложенного спроса к активному обновлению своих парков, отмечает Иевлев. Его компания в 2016 г. закупила более 200 средне- и малотоннажных автомобилей, с начала 2017-го – еще 100 большегрузов и около 250 единиц средне- и малотоннажной техники. «По большей части среди фур это автомобили Mercedes-Benz Actros, среди машин с меньшей тоннажностью – «ГАЗ», Iveco, – поясняет он. – Расширение парка напрямую связано с увеличивающимися потребностями компании. Грузооборот интенсивно растет, поэтому в планах на ближайшее будущее – удвоение автопарка ПЭК».

«Некоторые европейские производители пользуются текущей ситуацией для увеличения своей доли на российском рынке и проводят агрессивную политику, предлагая интересные цены на новые модели седельных тягачей, – отмечает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. – Не могу назвать бренды автомобилей, мы пока не приняли окончательного решения по выбору конкретной марки».

Рост российского рынка грузовиков связан в том числе с появлением новых качественных продуктов, добавляет гендиректор логистической компании Nawinia Rus Марат Зайнетдинов. «Пример – «Камаз», который частично собран из иностранных комплектующих и имеет высокие эксплуатационные показатели, в частности, по экономичности и экологичности», – замечает он.

На рынке также появился новый инструмент – аренда техники, отмечает генеральный менеджер по транспорту холдинга AsstrA Олег Гребенько. «Первым данную услугу в России стала предоставлять Scania. С начала года наша компания тестировала краткосрочную аренду двух тягачей Scania G400, нам данная модель сотрудничества понравилась, поэтому в сентябре мы получили еще два новых тягача Scania R400 для выполнения международных грузоперевозок и четыре тягача для внутрироссийских грузоперевозок, – рассказывает он. – У других поставщиков тоже стали появляться аналогичные продукты. Это совершенно другой инструмент в работе перевозчика, нежели классическая схема приобретения».

Заводы по производству грузовиков вновь загружены

Легкий коммерческий рост

Самый массовый сегмент коммерческих автомобилей, LCV, по итогам восьми месяцев 2017 г. вырос на 22% – примерно до 67 000 шт., по оценке «Автостата».

Увеличились и темпы роста. По итогам прошлого года, например, рынок подрос всего на 0,2%. Отечественные бренды (ГАЗ, УАЗ, Lada) в текущем году суммарно немного увеличили свою рыночную долю – с 73 до 74%, добавляет представитель «Автостата».

ГАЗ занимает от 50% (LCV) до 70% (среднетоннажные грузовики) российского рынка, говорит представитель группы ГАЗ. «Для расширения присутствия на рынке компания сделала ставку на выход в новые сегменты, в которых ранее присутствовали только иностранные производители, – рассказывает она. – В первую очередь это связано с расширением грузоподъемности и функциональности автомобилей. В сентябре этого года на выставке «Комтранс» компания представила новые модели «Газель Next» и «Газон Next» с увеличенной грузоподъемностью, которые выйдут на рынок в 2018 г.».

В следующем году намерен расширить линейку LCV и Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, второе место на рынке), входящий в Sollers. Предприятие на базе нового среднетоннажного автомобиля «УАЗ профи» разработало микроавтобус. Он будет предлагаться в том числе в версиях «школьный автобус», «скорая помощь». Сейчас пассажирские LCV у марки представлены только устаревшими «буханками», популярными из-за низкой цены и внедорожных качеств. Их выпуск компания пока не собирается прекращать, по словам представителя УАЗа: «буханки» будут выпускаться, пока есть спрос.

Также расширяет список модификаций и наращивает продажи LCV Ford Sollers, у которого в России три автозавода (LCV выпускаются в Татарстане). «В легких коммерческих автомобилях среди иностранных брендов мы номер один. Но меня раздражает, когда мы об этом говорим. Что такое быть номером один среди иностранных брендов на российском рынке? Суммарно они занимают всего 20%. Смешно! Мы должны – и мы будем – номер один в целом на рынке LCV», – говорил в июльском интервью «Ведомостям» новый президент Ford Sollers Адиль Ширинов.

«Нынешняя ситуация на рынке интересная, – комментирует гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Зорен Хезе. – Вспомним начало 2017 г.: в январе, феврале все было прекрасно – продажи LCV растут двузначными темпами, но наступает апрель, и они внезапно падают... Такие резкие переходы происходили и потом». Компания отмечает общий рост спроса со стороны корпоративных клиентов. Во многом это связано с государственными программами поддержки спроса, в том числе адресными [«Свое дело», «Российский фермер» и проч. – «Ведомости»), поясняет Хезе. «В целом по сравнению с 2016 г. ситуация на российском рынке LCV улучшилась, но кризис еще не закончился», – считает он.

«Сейчас наши основные надежды связаны с сохранением спроса со стороны корпоративных клиентов, чьи парки требуют обновления, – продолжает Хезе. – В сегменте крупнотоннажных LCV очень хорошие перспективы, но есть сильные конкуренты – УАЗ, ГАЗ, Ford, так что впереди нас ждут интересные битвы.

В сегменте среднетоннажных LCV нам сложнее конкурировать по цене, ведь основные покупатели таких машин не корпоративные заказчики, частные лица, для которых вопрос стоимости машины на первом месте. Но мы не собираемся сдаваться. Мы расширяем число модификаций, например за счет версий «скорой помощи» и специальных автомобилей для спортсменов». По итогам 2017 г. Mercedes-Benz Vans в России рассчитывает вырасти на уровне рынка.

Грузовики разогнались

Грузовики показали самые большие темпы прироста среди всех категорий коммерческих автомобилей как по итогам восьми месяцев 2017 г., так и в августе текущего года, отмечает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. Продажи по итогам января – августа выросли почти на 50% до 45 300 шт. Для сравнения: по итогам 2016 г. рынок тяжелых грузовиков (полной массой более 16 т) вырос на 11,8%, а среднетоннажных (от 3,5 т) упал на 9,1%, по оценке «Автостата».

Доля основных российских игроков («Камаз», ГАЗ) в этом году снизилась с 55 до 45%. «Рост рынка обеспечивают в основном иностранные производители. Так, у MAN, DAF, Mercedes, Scania, Volvo наблюдается трехзначный рыночный рост», – отмечает представитель «Автостата».

«Рынок очевидно вырос за последний год и находится сейчас в активной фазе, мы по-прежнему видим устойчивый спрос на коммерческую технику со стороны клиентов», – комментирует представитель Volvo Group Trucks Russia (у компании производство тяжелых грузовиков в Калуге). По его словам, отложенный спрос еще не подошел к точке насыщения и в целом рыночная конъюнктура выглядит в краткосрочной перспективе относительно благополучной. По итогам восьми месяцев 2017 г. Volvo Trucks возглавляет сегмент так называемой большой семерки иностранных производителей грузовой техники, утроив свои продажи. «До конца года у нас формируется очень солидный портфель заказов, рассчитываем до 80% продаж по году закрыть благодаря калужскому производству Volvo», – рассказывает представитель компании.

Рубль и цены

Летом произошло очередное ослабление рубля. Изменение курса влияет на цены на автомобили с некоторой задержкой, отмечает Арабаджи. «Тем не менее с июня средние цены на новые грузовые автомобили росли практически у всех брендов, только средние цены на японские и корейские грузовики в августе показали отрицательную динамику», – рассказывает она. По ее словам, в основном японская и корейская техника продается в сегменте среднетоннажных фургонов, рефрижераторов.
«Цены поставщиков увеличиваются, – констатирует генеральный менеджер по транспорту холдинга AsstrA Олег Гребенько. – Вместе с тем продавцы совместно с производителями готовы снижать цены на партии для постоянных клиентов, поэтому мы считаем, что потери в связи с увеличением стоимости не такие большие».
«Цены всех зарубежных производителей номинированы в валюте, изменение курса которой к рублю влияет на окончательную цену машины при ее получении. В редких случаях можно получить фиксацию стоимости автомобиля в рублях, но это решение всегда условное и действует в пределах небольшого коридора изменения реального валютного курса (плюс/минус 3–5%), – замечает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. – Мы применяли практику собственного хеджирования валютных рисков. Для нашей последней покупки выбрали фьючерсный контракт, что позволило зафиксировать цену машин в рублях по курсу на дату оформления заказа, доплатив около 2% за хеджирование».
Впрочем, не все производители пошли на повышение цен. «Данный факт никак не повлиял на нашу ценовую политику», – говорит представитель «Камаза». «Из-за летнего ослабления рубля мы не подняли цены и продолжали работать по прайсу, утвержденному еще в 2016 г., – отмечает и Хезе из Mercedes-Benz Vans. – Нам в этом помогает рост глобальных продаж марки, который обеспечивает нам финансовую подушку. Наши основные задачи в этом году – поддерживать лояльность клиентов и держать стабильной долю на рынке».

В целом картина рынка изменилась не сильно, продолжает представитель Volvo Group Trucks Russia: «По-прежнему доминируют продажи магистральных и региональных грузовиков, более активен с начала года строительный сегмент, и появилась значительная потребность в модернизации автопарков крупных игроков рынка». По его словам, очень перспективными представляются узкие, но при этом высокомаржинальные сегменты, такие как лесовозные перевозки, ЖКХ. «Здесь мы стремимся быть особенно активными, и у нас в портфеле появились очень серьезные сделки благодаря локальному производству и комплексному предложению, включая послепродажную сервисную поддержку на более чем 70 фирменных СТО Volvo в России», – отмечает представитель Volvo Group Trucks Russia.

Рост коммерческих грузоперевозок, снижение ставок по кредитам и отложенный спрос способствуют дальнейшему увеличению сегмента магистральных тягачей, комментирует представитель лидирующего на рынке «Камаза»: продажи у компании выросли почти в 3 раза, а доля – с 20 до 39%. «Рост в строительстве (наблюдается с мая), нефтегазодобывающей отрасли, ЖКХ благоприятно влияет на остальные сегменты», – отмечает собеседник. «Камаз» сумел извлечь выгоду из резко возросшего спроса на премиальные грузовики. «Стратегически еще несколько лет назад мы приняли решение развивать производство грузовиков более дорогого сегмента с повышенными потребительскими свойствами, – продолжает представитель «Камаза». – В партнерстве с нашими акционерами Daimler мы создали линейку автомобилей нового уровня, что позволило нам в условиях роста именно премиального сегмента удержать долю рынка около 50%». «Создание нового семейства автомобилей в предельно короткие сроки – главное достижение нашего сотрудничества. Строительство завода каркасов кабин в Набережных Челнах – ближайшая перспектива», – добавляет он.

Стратегия группы ГАЗ в сегменте тяжелых грузовиков сфокусирована на выход в новые сегменты и расширение рынков сбыта, говорит ее представитель. «В 2017 г. мы разработали новинку большегрузной техники «Урал» – автомобили дорожного семейства, с которыми марка «Урал» выйдет в сегмент рынка техники для дорог общего пользования», – рассказывает он. По оценке компании, емкость российского рынка дорожных автомобилей составляет около 20 000 машин в год. Большой потенциал компания видит и в сегменте среднетоннажных грузовиков. Исторически здесь доминировали два производителя – ГАЗ (автомобили полной массой 7,7 т, грузоподъемностью 4,5 т) и ЗиЛ (автомобили полной массой 10,3 т, грузоподъемностью до 6 т), продолжает представитель группы ГАЗ. Но ЗиЛ ушел с рынка, «и ниша грузовиков полной массой 8–12 т, на основе которой производилось огромное количество муниципальной, дорожной, ремонтной спецтехники, опустела и за последние годы была заполнена зарубежными производителями». ГАЗ выходит в этот сегмент с автомобилем «Газон Next» 10 т. «Конструктивные изменения в автомобиле: увеличенная колея передних колес, удлиненная колесная база, задняя пневматическая подвеска, тросовый привод коробки передач позволили улучшить эргономичность, комфорт и ходовые качества автомобиля», – перечисляет представитель группы ГАЗ.

Также компания планирует расширить присутствие в сегменте внедорожников, продолжает собеседник. В сентябре группа ГАЗ представила линейку внедорожных автомобилей, созданную на базе различных моделей марки ГАЗ: вездеход-амфибию «Соболь», экспедиционный автомобиль «Вепрь Next» и пикап «Вепрь Next». Это автомобили для работы в лесных и охотничьих хозяйствах, нефтяной и газовой отрасли, в пустынях и районах Крайнего Севера, для экстремальных путешествий и активного отдыха, поясняет собеседник. «В дальнейшем планируется расширение линейки как за счет автомобилей полной массой до 3 т, созданных на базе «Соболя» с разными типами кузовных надстроек и внедорожного оснащения, так и за счет тяжелых автомобилей, созданных на базе техники «Урал Next», – рассказывает он.

Заводы по производству грузовиков вновь загружены

Автобусы на перепутье

Продажи новых автобусов в августе смогли переломить негативный тренд, который намечался в июне и июле 2017 г., говорит Арабаджи. В результате по итогам восьми месяцев рынок увеличился на 13,4% до 7251 шт., приводит она данные. При этом доля российских марок уменьшилась – с 98,7 до 89,1%.

На рынке наблюдается резкий рост доли автобусов китайских марок, продолжает Арабаджи: их совокупные продажи за восемь месяцев выросли почти в 13 раз, а доля – с 0,4 до 6,2%. Как и до кризиса, китайские бренды особенно популярны в сегменте туристических автобусов, городских и междугородных автобусов большого класса, отмечает она.

Рынок автобусов вырос благодаря действию программы обновления парка в первом полугодии, федеральной программе «Школьный автобус» и также за счет подготовки транспортной инфраструктуры городов к чемпионату мира по футболу 2018 г. (сегмент междугородных автобусов), перечисляет представитель группы ГАЗ (в госпрограммах участвуют только локально выпускаемые автобусы. – «Ведомости»).

В сегменте автобусов группа ГАЗ занимает 80% рынка и для сохранения позиций компания расширяет модельный ряд, продолжает представитель. Например, в этом году была разработана новая версия городского автобуса «Курсор». «Данная модель была разработана специально для регионов: она адаптирована для езды по бездорожью, получила бо́льшую пассажировместимость, при этом удалось снизить ее стоимость на 20% по сравнению с базовой моделью», – указывает собеседник. А для чемпионата мира по футболу выпущена рестайлинговая модель междугородного автобуса «Круиз».

Заводы по производству грузовиков вновь загружены