ФАС проверяет «АвтоВАЗ» и его дилеров

Антимонопольную службу интересуют правила формирования цен на техническое обслуживание
Мотивы автопроизводителя понятны: снижая стоимость владения автомобилем Lada, он удерживает клиентов
Мотивы автопроизводителя понятны: снижая стоимость владения автомобилем Lada, он удерживает клиентов / Максим Стулов / Ведомости

ФАС проводит проверку дилерской сети «АвтоВАЗа», рассказал «Ведомостям» сотрудник одной из дилерских компаний автопроизводителя. Это подтвердила начальник управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова. По ее словам, «проверка проводится на предмет соответствия деятельности компании «АвтоВАЗ» требованиям антимонопольного законодательства». Подробности она не раскрыла. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.

ФАС проверяет систему формирования цен на техническое обслуживание (ТО) автомобилей Lada, поясняет сотрудник одной из дилерских компаний «АвтоВАЗа». Автозавод около года рекомендует дилерам придерживаться определенных цен на ТО, которые ниже обычных расценок «вазовских» дилеров, и соблюдение этой рекомендации учитывается при начислении бонуса (скидка при заказе машин у завода), говорит он.

Мотивы автопроизводителя понятны: снижая стоимость владения автомобилем Lada, он удерживает клиентов, рассуждает собеседник. Такой подход может быть невыгоден тем дилерам, у которых развито сервисное обслуживание и их расценки выше рекомендованных «АвтоВАЗом» (в крупных городах примерно в 1,5 раза), отмечает он. С другой стороны, «АвтоВАЗ» субсидирует выпадающие доходы дилеров за счет бонуса, который при больших продажах машин (бонус привязан в том числе к этому показателю) в крупных городах может доходить до нескольких миллионов рублей, добавляет собеседник. По его словам, рекомендованных цен придерживаются не все дилеры «АвтоВАЗа», но это число растет – в том числе потому, что клиенты начинают переходить к тем, кто пошел на снижение расценок ТО. Он считает, что в ФАС обратился один из дилеров, ведь покупателям снижение цен только на руку.

Представитель ФАС не стал пояснять, кто был заявителем. «Говорить о последствиях для компании в случае признания вины преждевременно, так как ответственность может существенно варьироваться в зависимости от результатов расследования», – отмечает Галимханова.

Если бы «АвтоВАЗ» рекомендовал всем своим дилерам нижнюю планку цены на техобслуживание, то это могло быть расценено ФАС как нарушение, рекомендация по максимальной планке цены антимонопольное законодательство не нарушает, комментируют советник антимонопольной практики адвокатского бюро Capital Legal Services Андрей Астанин и советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Большаков. Это в целом соответствует и кодексу поведения автопроизводителей, добавляет Астанин. «АвтоВАЗ» даже поступает мягко, отмечает Большаков: максимальную цену перепродажи в России можно не просто рекомендовать, а требовать, при этом автоконцерн еще и предоставляет бонус. Автоконцерны обычно рекомендуют именно верхнюю планку цены на ТО (как и на автомобили) и соблюдение рекомендаций – один из элементов соответствия стандартам производителя и одно из условий получения бонуса, замечает топ-менеджер одной из дилерских компаний.

Как будет выглядеть серийный универсал Lada Vesta