«АвтоВАЗ» объявил о новой программе досрочного выхода сотрудников на пенсию
Согласившиеся уволиться будут получать дополнительно к пенсии по 5000 рублей ежемесячно пять лет«АвтоВАЗ» направил в центр занятости уведомление о сокращении до 500 своих сотрудников, рассказал представитель компании. Речь идет о людях предпенсионного возраста (женщины в возрасте 53–55 лет, мужчины – 58–60 лет), работающих на основной, тольяттинской, площадке автоконцерна, поясняет он. Для них запущена программа софинансирования пенсии: ее участники в течение пяти лет будут получать дополнительно к пенсии 5000 руб. – из 300 000 руб., которые компания единовременно внесет на пенсионный счет каждого. Получается, на всю программу «АвтоВАЗ» может потратить до 150 млн руб. Досрочно выйти на пенсию и начать получать пенсионное обеспечение можно только через процедуру сокращения, поэтому компания и направила соответствующее уведомление, замечает представитель.
Программу досрочного ухода на пенсию «АвтоВАЗ» использовал и ранее. Предыдущая завершилась в марте 2017 г. и в отличие от текущей предполагала единовременную выплату не менее 6,5 средней зарплаты сотрудникам пенсионного возраста и не менее 3,5 – предпенсионного возраста, говорит представитель. Сколько людей воспользовались той программой, он не поясняет. В начале года «АвтоВАЗ» уведомил о сокращении до 740 работников. Текущее уведомление – дополнительно к этому числу, говорит представитель.
«По сокращению всего в первом полугодии уволено 517 человек. Из них 510 – те, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, т. е. хочет воспользоваться пенсионной программой досрочно», – сказал руководитель официального профсоюза компании Сергей Зайцев (его слова приводит «Интерфакс»).
В первом полугодии 2017 г. средняя численность сотрудников «АвтоВАЗа» составляла 38 658 человек (снизилась за год на 11,2%), фонд начисленной заработной платы – 8,7 млрд руб. (рост на 12%), следует из отчета компании.
«Программа досрочного ухода на пенсию – один из инструментов оптимизации численности персонала и работы с людьми, не занятыми в основном производстве», – продолжает представитель «АвтоВАЗа». Помимо прочего компания предлагает единовременную выплату в 30 000 руб. желающим перевестись на линию B0, где выпускаются автомобили под брендами Lada, Renault, Nissan. Часть людей переведена в новое подразделение «АвтоВАЗа» в рамках проекта индустриального парка – они готовят площадки для резидентов парка (сейчас таких компаний три, включая Сбербанк). «АвтоВАЗ» также выплачивает подъемные тем, кто нашел работу в компаниях, не аффилированных с «АвтоВАЗом», – пять окладов, но не менее 127 000 руб. Ранее также использовались программы добровольного ухода с единовременной выплатой нескольких средних зарплат. Возобновлять их пока не планируется, замечает представитель.
В течение 2017 г. «АвтоВАЗ» может снизить численность на 6000 человек и еще на 2200 – в 2018 г., говорил полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Для организации занятости, обучения и переподготовки не менее 4000 сотрудников «АвтоВАЗа» правительство выделит в 2017 г. почти 440 млн руб.
«Мы не планируем сокращения персонала, так как работаем на полную мощность», – сказал представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Не сокращает сотрудников на своих российских заводах Ford Sollers и Renault, по словам их представителей. «Мы, наоборот, нанимаем людей – около 450 человек для организации второй смены на заводе в Санкт-Петербурге с октября этого года», – говорит представитель Nissan.
Продажи Lada в России растут с лета 2016 г., весь рынок – с весны 2017 г. Но по сравнению с рекордным для российского рынка 2012 годом продажи марки сократились вдвое (см. график). Компания сокращает расходы, но пока остается убыточной. По итогам первого полугодия 2017 г. при выручке 102,5 млрд руб. «АвтоВАЗ» получил чистый убыток в размере 4,4 млрд руб. по МСФО.