Инженера Volkswagen посадили на 3,5 года за «дизельгейт»
Это первый уголовный срок за участие в крупнейшем скандале в истории автомобильной промышленностиБывший инженер Volkswagen (VW) приговорен в США к 40 месяцам заключения за роль в «дизельгейте». Джеймс Лиэнг помогал немецкому автопроизводителю создать систему для обмана испытаний дизельных автомобилей на выбросы в США. Он стал первым, кто получил приговор суда за участие в крупнейшем скандале в истории автомобильной промышленности, пишет Bloomberg.
Лиэнг, который признал себя виновным в заговоре в прошлом году, получил меньше установленного законом максимального срока за преступление, поскольку сотрудничал со следствием. Обвинение назвало его ключевым инсайдером для понимания того, как VW обманывал регуляторов и потребителей в течение многих лет.
Лиэнг был вовлечен в схему обмана регуляторов и потребителей, сказал окружной судья Шон Кокс на слушании в Детройте в пятницу. «Это серьезное преступление и связано с массовым мошенничеством в отношении американских потребителей», - сказал Кокс. Лиэнг пользовался большим домом с бассейном в Южной Калифорнии, его годовой доход был $250 000, и он «не хотел отказаться от этого образа жизни, что было неправильно». «Сотрудничество или раскаяние не оправдывают ваше поведение», - сказал судья Лиэнгу.
«Лиэнг не был вдохновителем этого ошеломительного мошенничества», но «принимал участие во многих ключевых событиях», говорится в судебных документах. Он занимался разработкой двигателя и обманного устройства в 2006 г. и участвовал в переговорах с Агентством по охране окружающей среды США и Калифорнийским советом по воздушным ресурсам в 2007 г. для получения разрешений на поставки автомобилей в страну. «Лиэнг знал, что делал неправильные вещи, но сводил к минимуму моральную ответственность за мошенничество, убеждая себя, что он всего лишь инженер, чья работа заключается в нахождении практического решения задач, независимо от их соответствия нормам поведения и морали», - написала прокуратура в материалах для суда. Обвинение рекомендовало для Лиэнга трехлетнее заключение, ниже максимума в 5 лет за данное преступление, ссылаясь на его «существенную помощь» расследующим мошенничество прокурорам.
Лиэнг был первым, кто принял на себя ответственность, сказал его адвокат Даниэль Никсон: «Он стал всемирным лицом этого скандала». Сам Лиэнг отказался говорить на судебном заседании.
Немецкий гражданин, уроженец Индонезии 63-летний Джеймс Лиэнг был руководителем по дизельным технологиям в США. Суд также оштрафовал его на $200 000 и предписал оставить под наблюдением после освобождения. Второй сотрудник VW, взятый под стражу в США, Оливер Шмидт, признал себя виновным 4 августа в заговоре и нарушении закона США о чистом воздухе.
Лиэнг и Шмидт входят в число восьми руководителей VW, обвиняемых в преступлениях за предполагаемые роли в схеме обмана с дизельными выбросами. В США обвинения были предъявлены Хайнцу-Якобу Нойссеру, бывшему руководителю разработки двигателей, отстраненному от работы в 2015 г., Рихарду Доренкампу, руководившему неудачными разработками дизельного двигателя для соответствия ужесточившимся с 2007 г. стандартам выбросов США, Йенсу Хэдлеру, возглавлявшему разработку двигателей компании с 2007 по 2011 г., Бернду Готтвайсу, который отвечал за управление качеством с 2007 по 2014 г., и Йоргену Питеру, отвечавшему за связи VW с регуляторами США в то время, когда компанию заподозрили в мошенничестве. Эти пять менеджеров находятся в Германии, где они в безопасности от экстрадиции в США. В июле минюст США обвинил бывшего топ-менеджера Audi Джованни Памио в том, что он давал указания об изменении программного обеспечения в дизельных автомобилях с целью обмана американских регуляторов.
Шмидт с 2012 г. по февраль 2015 г. отвечал за защиту окружающей среды и инженерию в бюро компании в Мичигане, а затем вернулся в штаб-квартиру VW в Германию. Его задержали в январе 2017 г. во Флориде, когда он возвращался через США из отпуска на Кубе. Ему грозит до семи лет тюремного заключения и штраф до $400 000. Приговор Шмидту будет оглашен 6 декабря. Лиэнг говорил журналистам, что остался после скандала в США, чтобы искать возможные решения проблемы.
В сентябре 2015 г. VW признал, что около 11 млн дизельных автомобилей по всему миру оснащены обманными устройствами для обхода тестов на вредные выбросы. В Германии также проводится расследование действий компании. Скандал уже обошелся VW в более $24 млрд на урегулирование гражданских и уголовных претензий в США.