Стоимость владения автомобилем в России начала расти

Расходы на его содержание стимулируют горожан пользоваться каршерингом и такси
Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей расходов для владельцев всех классов автомобилей
Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей расходов для владельцев всех классов автомобилей / Максим Стулов / Ведомости

Стоимость владения автомобилем в крупных городах России выросла по сравнению с прошлым годом, говорится в ежегодном исследовании PwC. Основные причины повышения: увеличение стоимости автомобилей, затрат на топливо и содержание машины, в том числе на ОСАГО и каско, и расширение списка автомобилей, облагаемых налогом на роскошь (с 425 до 708 моделей). Среди факторов, сдерживающих рост стоимости владения, – снижение ключевой процентной ставки с 11 до 10% и, как следствие, – ставок по автокредитам, и повышение стоимости подержанных автомобилей. Компания анализировала стоимость владения легковыми автомобилями восьми классов в крупных городах России на начало 2017 г. В прошлогоднем исследовании PwC говорилось, что стоимость владения автомобилем в России снизилась из-за удешевления кредитов и страховки и сокращения среднегодового пробега.

Самый значительный рост расходов показали автомобили бизнес-класса (класс E) и дорогие полноразмерные внедорожники (свыше 3 млн руб.). Для автомобилей этих классов потеря стоимости (определяется как разница между ценой нового автомобиля и аналогичного трехлетнего с пробегом), основная статья затрат российского автовладельца, продолжала расти в прошлом году: для машин класса Е она составила 49% (47% в прошлогоднем исследовании), для люксовых внедорожников – 43% (39%).

Стоимость новых автомобилей продолжала расти вследствие девальвации рубля и обязательного оснащения новых моделей системой «ЭРА-Глонасс». Но в нескольких классах повышение ценников на новые машины сопровождалось подъемом цен на вторичном рынке из-за роста спроса на подержанную технику. Поэтому доля потери стоимости не изменилась в классе C (гольф-класс) и компактных кроссоверов, и даже снизилась в классе B (компактные), среднеразмерных кроссоверов и дорогих полноразмерных внедорожников (на 2–3%), поясняется в отчете.

Общая стоимость владения автомобилями классов B и C осталась примерно на уровне начала 2016 г. Потеря стоимости за 3 года для этих классов составляет 31–35% от общей стоимости владения, расходы на топливо – 17–20%. Для сравнения: доля стоимости горючего для владельца машины бизнес-класса и дорогого полноразмерного внедорожника – 6 и 8% соответственно. Налоги и сборы составляют 2,1–2,5% в стоимости владения машин классов «бизнес», среднеразмерные и полноразмерные кроссоверы и внедорожники, и уже 4,7% – для больших люксовых внедорожников из-за налога на роскошь.

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей расходов для владельцев всех классов автомобилей

Средние затраты на километр пробега, наиболее наглядный показатель стоимости владения автомобилем, для классов B и C немного снизился – 10,8 руб. (11,9 руб. на начало 2016 г.) и 11,4 руб. (15,7 руб., снижение показателя для класса связано в том числе с заменой в расчетах родоначальника класса – Volkswagen Golf – на более репрезентативный для России по объемам продаж и цене Volkswagen Jetta). Для класса D затраты на километр пробега составляют 20,9 руб. (19,8 руб.), для класса E – 42,6 руб. (40,5 руб.). Каждый километр, пройденный на компактном кроссовере, обходится владельцу в 22,1 руб. (20,3 руб.), на среднеразмерном – 21,1 руб. (23,4 руб.), на полноразмерном внедорожнике – 39,5 руб. (33,4 руб.), а на большом люксовом – 71,3 руб. (56,2 руб.).

Стоимость владения личным автомобилем с каждым годом растет, поэтому потребители все чаще выбирают альтернативные виды транспорта – каршеринг, райдшеринг и такси, которое в последнее время стало комфортным и конкурентоспособным по цене способом передвижения, говорит партнер, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в России Олег Малышев. «Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность экономической ситуации и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке», – считает он.

10 самых продаваемых иномарок в первые полгода 2017-го