На заводе Nissan в Санкт-Петербурге могут организовать выпуск машин других участников альянса
Это помогло бы загрузить мощности его петербургского заводаНа заводе Nissan в Санкт-Петербурге «пока собираются только машины Nissan, но в будущем там может быть сборка машин и других участников альянса», рассказал в интервью «Ведомостям» председатель управляющего комитета Nissan Europe Пол Уиллкокс. Какие модели могут появиться на заводе Nissan, в компании не раскрывают. «Рассматриваются все возможные варианты по всем участникам альянса», – сказал только представитель Nissan.
Завод в Санкт-Петербурге сейчас настроен на выпуск машин на определенных платформах, которые имеют производимые здесь Qashqai, Х-Trail, Murano. У «АвтоВАЗа» моделей на таких платформах нет, но есть у Renault – это Kadjar и Koleos, который раньше собирался крупноузловым способом в Москве, а сейчас импортируется, говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний. Обсуждается ли возможность их локализации в России – ему не известно. Представители Nissan и Renault не стали это комментировать.
Автомобили для партнера по альянсу уже выпускает московский завод Renault: помимо моделей французского бренда здесь производится кроссовер Nissan Terrano. Но особенно эта схема развита у группы «АвтоВАЗ», которую контролирует Renault. Наряду с Lada «АвтоВАЗ» выпускает автомобили под брендами Renault, Nissan и Datsun (марка входит в группу Nissan). По итогам 2016 г. выручка российского автоконцерна от контрактного производства по заказам альянса (выпуск автомобилей и комплектующих) составила 40,5 млрд руб. при общей выручке около 185 млрд руб. по МФСО.
«По мере того как в наших с Renault производственных цепочках будет возникать все больше общих платформ, мы все чаще будем видеть, как те или иные модели различных производителей, вступивших в альянс, будут производиться на заводах Nissan, Renault и также «АвтоВАЗа», – заметил Уиллкокс. В 2016 г. альянс пополнился еще одним участником – Nissan получил контроль над Mitsubishi. Будут ли машины этой марки выпускаться в Санкт-Петербурге – неизвестно. Сейчас Mitsubishi выпускаются на мощностях совместного с PSA Group калужского автозавода «ПСМА рус».
Контрактная сборка низкомаржинальна (1–3%), но имеет низкие риски, обеспечивает гарантированную прибыль, плюс позволяет увеличить загрузку мощностей, что актуально для многих российских автозаводов из-за падения рынка, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Российский завод Nissan способен выпускать до 100 000 машин в год, но загружен на 40%. «Мы строили его с таким расчетом, еще когда рынок активно рос, но потом он обрушился приблизительно до половины того уровня, на который мы рассчитывали», – отмечает Уиллкокс. По сравнению с рекордным для России 2012 годом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в нашей стране сократились более чем вдвое – с 2,9 млн до 1,4 млн шт. в 2016 г., так же сильно упали и продажи автомобилей Nissan – с 153 747 до 70 464 шт., гласят данные АЕБ.
С марта 2017 г. на российском рынке наблюдается восстановительный рост. «Сейчас мы набираем дополнительный персонал на сборочный конвейер – до сентября планируем нанять около 450 человек и в ближайшее время увеличить объем выпускаемой продукции более чем на 20%», – говорит Уиллкокс. Но «рынок все еще довольно нестабилен», замечает он.