General Motors покинула Европу

После продажи Opel концерн стал единственным крупным автопроизводителем без значительного присутствия в регионе
GM спустя 88 лет перестает быть крупным игроком на европейском рынке, где она терпела убытки почти два десятилетия
GM спустя 88 лет перестает быть крупным игроком на европейском рынке, где она терпела убытки почти два десятилетия / Mark Blinch / Reuters

General Motors во вторник завершила продажу европейского подразделения, в которое входят Opel и Vauxhall, французской PSA Group. Таким образом, GM спустя 88 лет перестает быть крупным игроком на европейском рынке, где она терпела убытки почти два десятилетия. О сделке между американским и французским концернами было объявлено 6 марта.

Продажа Opel – одна из самых значительных мер GM для сброса за борт неприбыльной деятельности. Вместо этого концерн хочет сосредоточиться на наиболее выгодных сегментах, например на стабильном бизнесе по продаже пикапов в США. В интервью президент GM Дэн Амманн заявил, что компания почти полностью завершила сокращение регионов присутствия, в результате чего, вероятно, покинет тройку крупнейших мировых автопроизводителей. «Как много времени за последние четыре-пять лет мы потратили на решение проблем вместо того, чтобы искать возможности? - сказал Амманн, назвав уход из Европы «самым большим шагом» для уточнения планов роста компании. – Мы надеемся, что теперь сможем уделять большую часть времени и энергии на то, чтобы добиться роста».

Для Peugeot покупка таких знаменитых брендов, как Opel и Vauxhall, является смелым ходом. Финансовое положение компании начало восстанавливаться только недавно. Но гендиректор Карлос Таварес делает ставку на то, что сможет улучшить положение брендов, как сделал это, придя в Peugeot три года назад. «Мы сейчас являемся свидетелями рождения настоящего европейского гиганта, - заявил Таварес. – Мы поможем Opel и Vauxhall снова стать прибыльными и хотим вместе устанавливать новые стандарты в отрасли».

После прихода Мэри Барры на пост гендиректора в январе 2014 г. GM покинула несколько стран, где продавала автомобили десятилетиями. Продажа Opel делает концерн единственным крупным автопроизводителем без значительного присутствия в Западной Европе. Также GM отказалась от Индии, России и других рынков, где конкуренты ставят на долгосрочный рост. Но у этой стратегии есть риски, отмечают аналитики. Так, компания становится более уязвима перед спадами на американском, китайском и латиноамериканском рынках, где GM обычно входит в двойку лидеров по объему продаж.

GM объясняла решение продать Opel ухудшением позиций бренда на европейском рынке, ужесточением требований регуляторов на фоне скандала вокруг дизельных автомобилей Volkswagen и выходом Великобритании из ЕС. Как утверждает концерн, этот шаг позволит ему ежегодно экономить около $1 млрд, которые можно будет инвестировать на более многообещающих рынках. На прошлой неделе Барра назвала аналитикам несколько проектов, требующих дополнительных ресурсов. К ним относятся бизнес по продаже пикапов в США, на который приходится значительная часть глобальной операционной прибыли GM, и стремление улучшить положение люксового бренда Cadillac. Кроме того, GM и другим автопроизводителям нужно инвестировать в самоуправляемые автомобили, электромобили и другие технологии, которые вряд ли будут приносить прибыль в ближайшие годы.

Из-за потери Opel годовые продажи GM сократятся примерно на 1,2 млн автомобилей, в результате чего концерн, вероятно, переместится с третьего на четвертое место по этому показателю, уступая Volkswagen, Toyota и Renault-Nissan. В прошлом руководители GM гордились его статусом крупнейшего в мире автопроизводителя, но Амманна не смущает потеря рыночной доли: «Мы пришли к выводу, что не можем всегда всем угождать».

Перевел Алексей Невельский

GM спустя 88 лет перестает быть крупным игроком на европейском рынке, где она терпела убытки почти два десятилетия