«Камаз» планирует за пять лет утроить экспорт

Компания рассчитывает на новый модельный ряд и расширение списка зарубежных рынков
Основные конкуренты «Камаза» – китайские производители, рассказал гендиректор внешнеторговой компании автоконцерна Рафаил Гафеев/ Евгений Разумный/ Ведомости

«Камаз» за пять лет планирует утроить экспорт, половина поставок придется на грузовики нового модельного ряда (с кабиной и узлами Mercedes-Benz. – «Ведомости»), сообщил гендиректор внешнеторговой компании автоконцерна Рафаил Гафеев. Его слова передало корпоративное издание завода. В 2016 г. за рубеж было поставлено 6220 «Камазов» (рост на 10% по сравнению с 2015 г., доля экспорта в продажах – 18%) и примерно столько же планируется поставить в 2017 г. Получается, экспорт может вырасти примерно до 18 000–19 000 машин. Так много «Камаз» в последние 10 лет не поставлял (см. график на www.vedomosti.ru).

В первую очередь поможет выход на новые рынки – в Латинской Америке, Азии, Индонезии, Африке, поясняет Гафеев, первые машины уже поставлены в ЮАР, до конца года «Камаз» освоит производство четырех адаптированных для республики праворульных автомобилей, такие же машины пойдут на рынок Индонезии. Подписано дилерское соглашение с Египтом, «Камаз» ищет выход на рынок Алжира. Основные конкуренты «Камаза» – китайские производители, рассказал Гафеев: «Если год назад на многих рынках мы приблизились к ним, то сейчас из-за укрепления рубля цены на нашу продукцию стали на 20–25% выше, что значительно ослабило наши позиции». Сейчас «Камаз» поставляет грузовики и машинокомплекты более чем в 30 стран. Сборочные площадки у «Камаза» есть, например, в Казахстане и Литве, завод рассчитывает начать сборку в Сенегале, возобновить во Вьетнаме и Иране.

«Камаз»

Производитель грузовиков
Основные акционеры – «Ростех» (49,9%), Avtoinvest ltd. (23,54%), Daimler (15%).
Капитализация – 37,8 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 133,5 млрд руб.,
pчистая прибыль – 635 млн руб.

Планы «Камаза» реалистичны: у него есть подходящий модельный ряд, сборочные площадки, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но важно, добавляет он, чтобы компания сохраняла ценовые преимущества, развивала сбытовую сеть, а государство – продолжило поддерживать экспорт. Государство компенсирует часть затрат на транспортировку, адаптацию, сертификацию и проч. Проект стратегии развития автопрома предполагает сохранение господдержки до 2025 г. Потребности в субсидиях на 2018–2025 гг. оцениваются в 136 млрд руб.

Экспорт становится важным направлением продаж для российских автопроизводителей. «АвтоВАЗ» хочет удвоить долю экспортных продаж до 20%, говорит президент концерна Николя Мор. План группы ГАЗ – через пять лет увеличить долю экспорта с 16 до 50%, говорит председатель совета директоров и совладелец «Русских машин» Зигфрид Вольф.