Представители «Камаза» вошли в совет директоров своего крупного поставщика

Автозавод хочет помочь в его управлении, чтобы не возникло проблем с поставками комплектующих
Необходимые для этого компетенции у «Камаза» есть
Необходимые для этого компетенции у «Камаза» есть / С. Портер / Ведомости

Три представителя «Камаза» (49,9% – у госкорпорации «Ростех») вошли в совет директоров своего крупного поставщика – белебеевского завода «Автонормаль» («БелЗАН», Башкирия), сообщило в четверг корпоративное издание автоконцерна. Это заместитель гендиректора по закупкам «Камаза» Рустам Шамсутдинов, исполнительный директор «РТ-авто» («дочка» «Ростеха») и одновременно один из менеджеров «Камаза» – Юрий Авдеев, а также экс-гендиректор Туймазинского завода автобетоносмесителей («дочка» «Камаза») Вилсор Халиуллин. Всего в совете, утвержденном в конце марта, семь мест. Его возглавил заместитель гендиректора «РТ-капитала» (структура «Ростеха») Виктор Поляков.

Кредитор «АвтоВАЗагрегата» – Новикомбанк (принадлежит «Ростеху»), в залоге у которого находится пакет акций «БелЗАНа», переуступил право требования долга «РТ-капиталу», но сделка еще не утверждена арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, уточняет Жаркова.

В 2016 г. «БелЗАН» получил 36 млн руб. чистой прибыли по РСБУ при выручке 4,4 млрд руб., гласят данные «СПАРК-Интерфакса». Предприятие на 99% принадлежит «АвтоВАЗагрегату» из Тольятти (Самарская обл.), который находится в стадии ликвидации. Тольяттинская компания была признана банкротом после того, как потеряла заказы «АвтоВАЗа». Пакет акций «БелЗАНа» пока не выставлен на торги – не завершена его оценка, поясняет конкурсный управляющий «АвтоВАЗагрегата» Юлия Жаркова (ее слова передал «Интерфакс»).

Вхождение в совет директоров «БелЗАНа» «будет способствовать повышению эффективности взаимодействия между поставщиком и потребителем, а также созданию новой номенклатуры комплектующих для нового модельного ряда «Камаза», говорится в его корпоративном издании. Речь идет о машинах, которые будут комплектоваться новыми кабинами, поясняет представитель «Камаза»: завод по выпуску их каркасов сейчас строится в Татарстане совместно с Daimler (акционер и индустриальный партнер «Камаза»). Автозавод заинтересован в стабильности поставок и развитии «БелЗАНа», ведь это крупнейший в России производитель деталей крепежа, говорит собеседник. По его словам, присутствие в совете директоров позволит быть в курсе происходящего на «БелЗАНе» и помогать в его управлении. Необходимые для этого компетенции у «Камаза» есть, заверяет он: помимо собственного производства автокомпонентов автозавод участвует в капитале Тутаевского моторного завода и индустриального парка «Мастер», где работают в том числе и поставщики «Камаза». Человек, близкий к автозаводу, говорит, что «БелЗАН» «является эксклюзивным поставщиком по ряду технологий, поэтому вхождение менеджеров «Камаза» в совет директоров является логичным шагом».

Сотрудник одного из российских автоконцернов знает, что вхождение в совет директоров «БелЗАНа» представителей «Камаза» было инициативой «Ростеха». Представитель «Камаза» это не комментирует. Представитель госкорпорации на вопросы не ответил. «Ростех» владеет долями в «Камазе» (49,9%), а также «АвтоВАЗе» (после его рекапитализации будет контролировать блокпакет), которому «БелЗАН» тоже поставляет компоненты, поэтому заинтересован в том, чтобы у них не было перебоев с поставками комплектующих из-за ситуации вокруг «АвтоВАЗагрегата», комментирует топ-менеджер крупной автокомпонентной компании. Он не исключил, что следующим шагом будет вхождение «Камаза», «Ростеха» или их структур в капитал «БелЗАНа». Представитель «Камаза» это не комментирует. Человек, близкий к предприятию, подтверждает, что такая возможность обсуждается, решения пока нет. «О вхождении в капитал пока рано говорить», – говорит другой собеседник, близкий к автопроизводителю.