Продажи импортных автомобилей могут вырасти, прогнозирует PwC
За четыре последних года продажи «настоящих» иномарок рухнули более чем в 3 разаПродажи импортных автомобилей в 2017 г. вырастут на 6% с 273 000 до 290 000 шт., прогнозируют аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC). Ожидается, что данный сегмент покажет рост впервые с 2012 г. (см. график) и при этом сохранит свою долю на рынке на уровне 2016 г. (21%), уточняет старший менеджер PwC Виктория Синичкина. По ее словам, благоприятный прогноз основан на ожидании укрепления курса рубля в 2017 г., восстановлении экономического роста и роста уровня потребительской уверенности.
Главный редактор «Автобизнес ревю» Евгений Еськов согласен с подобным прогнозом, по его мнению, продажи импортных автомобилей могут вырасти на 5% во многом за счет отложенного спроса: клиенты, купившие автомобиль в 2012 г., из-за кризиса с тех пор не обновляли машину и могут сделать это в текущем году. Однако заместитель гендиректора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин полагает, что импорт останется на уровне 2016 г. либо даже упадет в пределах до 5%. Он указывает, что сейчас автоконцерны стараются максимально локализовать производство. Кроме того, импорт тормозит обязательная установка системы «ЭРА-Глонасс».
Импорт легковых автомобилей может в 2017 г. вырасти в абсолютном выражении на уровне рынка или немного ниже, прогнозирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С ним соглашается сотрудник одного из автоконцернов. Прибавку импорта обеспечат относительно дорогие нишевые автомобили, в том числе за счет расширения модельного ряда того или иного бренда, думает Беспалов.
Российский автомобильный рынок достиг пика в 2012 г. Продажи 2016 г. упали почти вдвое, а «настоящих иномарок» – почти в 3,5 раза. По данным «Авторевю», за последние два года автоконцерны сняли с продажи более сотни произведенных за рубежом моделей. В лидерах по продажам в основном премиальные бренды. По данным «Автостата», за первое полугодие 2016 г. лидерами по продажам «настоящих» иномарок были Toyota, Mercedes, Lexus, Audi и Hyundai. Впрочем, хит продаж января – июня кроссовер Toyota RAV4 был в итоге локализован в России.
В 2016 г. успех сопутствовал производителям, которые вывели на рынок новые и обновленные модели, указывает Синичкина. Продолжают пользоваться спросом и кроссоверы. Следовательно, можно ожидать рост спроса на собранные за границей иномарки, которые отвечают данным параметрам, отмечает эксперт.
А начавшееся снижение пошлин на иномарки не повлияет на их поставки, считает Беспалов. При вступлении в ВТО в 2011 г. Россия снизила пошлины на новые автомобили с 30 до 25%. В прошлом году они были снижены до 23%, в этом упадут до 20%, в следующем – до 17%, а в 2019 г. – до 15%. Рубль обесценился сильнее, объясняет Беспалов. Дополнительным барьером импорту служит утилизационный сбор, который импортерам не компенсируется, отмечает он.
Лидеры рынка планируют делать ставку на местную сборку. Представитель Kia рассказал, что компания импорт развивать не планирует и фокусируется на локальном производстве. «Все модели, реализуемые в России, производятся в России, – поддерживает представитель Ford Sollers. – У нас уже локализовано семь моделей и специальные модификации легких коммерческих автомобилей, поэтому у нас уже полный модельный ряд, адаптированный для российского покупателя».
Стратегия Renault в России также основана на локальном производстве модельного ряда, напомнил представитель компании. Правда, в России производятся только модели на платформе B0 от Logan – сама Logan, а также Sandero, Sandero Stepway, Duster и Kaptur. Также в этом году компания вновь начнет поставки кроссовера Renault Koleos, уточняет представитель компании. Для Toyota рост или снижение показателей импорта или производства не самоцель, основная задача – максимальное удовлетворение спроса, отмечает представитель марки. Представители PSA Group и Mercedes планы по импорту в 2017 г. не раскрыли.