За 2016 год продажи новых легковых автомобилей в рублях практически не изменились
В штуках рынок сократился на 11%В 2016 г. россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,8 трлн руб. – на 1% больше, чем годом ранее, подсчитали аналитики отраслевого агентства «Автостат». Эти данные не включают продажи легкого коммерческого транспорта. Основная причина – рост цен на автомобили, поскольку в натуральном выражении российский рынок продолжает падать уже четвертый год подряд, указывает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился в 2016 г. на 11% год к году до 1,43 млн машин, согласно Комитету автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом продажи новых легковых машин составили около 1,35 млн шт., остальное пришлось на легкие коммерческие, уточнил Целиков. Эту же цифру «Ведомостям» подтвердил человек, знакомый с методом расчетов АЕБ.
Почти 90% всех продаж в 2016 г. обеспечили иномарки: россияне потратили на их покупку более 1,6 трлн руб. (+0,2% год к году), по данным «Автостата». Зато продажи отечественных автомобилей выросли на 12% примерно до 200 млрд руб., отмечает агентство. Согласно АЕБ, весь 2016 год именно автомобили Lada были лидером продаж, а с июля продажи марки помесячно росли (итог по году – минус 1%).
За прошлый год в среднем цены на новые автомобили выросли до 16% за счет ослабления рубля, уточняет президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. В 2017 г., считает он, можно ожидать роста цен на 3,5–4% при условии, что курс рубля останется стабильным. По данным ЦБ, за последние два месяца, с 23 ноября, рубль укрепился по отношению к доллару США на 6,5%. Зампредседателя правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев прогнозирует рост цен по году на 5–7%. Некоторые автопроизводители уже подняли цены на 2–5%, напоминает он, это связано со сменой производственного года и с установкой довольно дорогостоящего оборудования системы «ЭРА-Глонасс». Так, с начала года «АвтоВАЗ» повысил рекомендованные розничные цены на свои автомобили: базовые версии Lada подорожали на 2–3%. С 16 января цены подняла и Renault, сообщала ранее компания.
Спрос на новые автомобили будет падать, что связано со снижением покупательной способности населения, продолжает Попов. АЕБ ожидает в 2017 г. рост рынка на 4% до 1,48 млн автомобилей. Правда, рост цен на 4% и стабилизация рубля еще на 10% могут вернуть автопроизводителей с точки зрения доходов к показателям 2014 г., когда средняя рентабельность продаж составляла 1,5%, отмечает Попов.