Audi и BMW остановили поставки нескольких моделей из-за внедрения «ЭРА-Глонасс»
Компании решили их не сертифицировать под требования системы «ЭРА-Глонасс»Группа Volkswagen с 1 января прекратила поставлять в Россию кабриолеты Audi A3 и А5, хетчбэк Audi А1, купе Audi ТТ, спорт-купе R8 и седан Audi А8, сообщил ТАСС и подтвердил представитель марки. Причина в требовании техрегламента Евразийского экономического союза установить на автомобили системы вызова экстренных служб «ЭРА-Глонасс». По словам представителя, «разработка и дальнейшая сертификация [данных моделей] в соответствии с новыми требованиями безопасности влечет за собой большие инвестиции».
Чтобы получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) помимо затрат на доработку и подключение к «ЭРА-Глонасс» легковые автомобили должны пройти минимум два краш-теста, имитирующих лобовое и боковое столкновение, говорит сотрудник одного из сертифицирующих центров. Также необходимо пройти тест на срабатывание системы при переворачивании машины, но бить машину в этом случае не обязательно: она может быть закреплена на стенде, добавляет собеседник «Ведомостей».
Для моделей Audi это ощутимо – например, седан А8 стоит в России от 5 745 000 руб. Продажи тех моделей Audi, поставки которых приостановлены, были незначительными, за исключением А8 – на них приходилось 1–2% общих продаж Audi, по оценке директора по продажам ГК «Автоспеццентр» Алексея Потапова. На результаты продаж марки в России это не повлияет, уверен он: компания в прошлом году завезла в Россию достаточно ТТ, А8 и R8. По прогнозу Потапова, в 2017 г. продажи как минимум сохранятся на уровне 2016 г. (20 705 шт., по данным АЕБ).
Остановила с 1 января поставку шести моделей и BMW, сказал «Ведомостям» представитель марки. Это кабриолеты BMW 6-й и 4-й серии, M4, М6, а также BMW M3, BMW 5-й серии Gran Turismo и BMW i8. Их ввоз приостановлен из-за «ЭРА-Глонасс», поясняет он: затраты на сертификацию несопоставимы с продажами. Человек, близкий к компании, говорит, что в 2015 г. автомобилей этих моделей было продано в России около 400 шт. (всего около 27 500 шт., по данным АЕБ). На поставках Mercedes-Benz внедрение «ЭРА-Глонасс» не отразилось, сказал представитель Mercedes-Benz: часть уже имеют устройство «ЭРА-Глонасс», у других еще не завершилось действие ОТТС.
Ассортимент сокращается
В 2014 г. в России было представлено 500 моделей, теперь – около 300, говорил летом 2016 г. Владимир Моженков, тогда – президент ассоциации «Российские автодилеры». Основные причины – сокращение спроса и девальвация. В 2016 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 15% до примерно 1,4 млн руб., подсчитал «Автостат».
С 2016 г. наличие «ЭРА-Глонасс» для получения ОТТС стало обязательным для автомобилей, занимающихся перевозками детей и опасных грузов, а с 2017 г. – для всех производимых в России и импортируемых, кроме тех, что получили ОТТС до конца 2016 г. Для производителей, которые в 2016 г. сертифицировали модели под требования «ЭРА-Глонасс», Минпромторг использовал повышающий коэффициент при распределении субсидий по программе обновления парка, рассказывает сотрудник одного из автоконцернов.
Устройства «ЭРА-Глонасс» или неистекшие ОТТС есть у всех локально выпускаемых и ввозимых в Россию моделей Kia, Toyota, Volkswagen, Renault, Volkswagen, Nissan, Skoda, группы PSA, Ford Sollers (продает только машины местного производства). Об этом рассказали представители марок. ОТТС действуют до трех лет, и не все автоконцерны спешат снабжать машины устройствами «ЭРА-Глонасс». У моделей УАЗа есть действующие ОТТС, идут работы по адаптации и сертификации, поставки с «ЭРА-Глонасс» начнутся в 2018 г., говорит представитель «Соллерса». Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил.