Stark Cobra Disk: Велосипед Железного человека

Российский складной велосипед «армейской» конструкции радует прочностью и управляемостью, но разочаровывает весом
У велосипеда хороший накат (покрышки с гладкой центральной дорожкой), живая управляемость и дисковые гидравлические тормоза/ Е. Разумный/ Ведомости

Производство велосипедов в России после роста в 2012-2013 гг. снижается второй год подряд: по данным Росстата, с пикового показателя в 2,1 млн шт. в 2013 г. упало до 1,19 млн шт. в 2015 г. Но это по-прежнему больше 1 млн в год – т. е. велосипедов российских марок на наших улицах становится все больше.

В этот раз у нас на тесте оказался складной велосипед “армейской” конструкции Stark Cobra Disk. Марка Stark создана российскими инвесторами в 2001 г., компания разрабатывает и собирает свои велосипеды в России, производство находится во Пскове и составляет 100 000 шт. в год.

Что такое армейский велосипед

Идея складывающейся велосипедной рамы с вертикальным шарниром и полноразмерными колесами стара… примерно как современный велосипед: ей точно больше века. Легендарный складной «Дукс боевой» образца 1916 г., производимый в Москве на предприятии, которое позже стало авиазаводом «Коммунар», – это уже зрелая, надежная и эстетичная конструкция. В те времена складной велосипед был ориентирован прежде всего на военную службу. Смысл усложнения и удорожания конструкции виделся в том, чтобы дать возможность солдату самокатных частей переносить велосипед не в руках, а в сложенном виде на специальных ранцевых ремнях за спиной. А на хорошей дороге – моментально разложить его и ошеломить противника быстрым фланговым маневром.
В 1940-х гг. зародились, а в 1970-х завоевали весь мир многошарнирные складные велосипеды с колесами уменьшенного диаметра, современные потомки которых – Dahon и Shulz – уже были у нас на тестах. Но традиционные «складники» остались и даже продолжили служить: название знаменитого Montague Paratrooper однозначно указывает на его военное назначение. Причина понятна: маленькое колесо никогда не сравнится с большим по проходимости, а каждый дополнительный шарнир – источник поломок. К тому же более-менее стандартная рама подразумевает стандартное оборудование, а оно при прочих равных прочнее и дешевле.

Сергей Смирнов

Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме "Старт-шоссе", самосборе Specialized Globe Vienna

Велосипед Железного человека

Stark Cobra Disc (интересно, придумавший такое название – фанат комиксов про Железного человека или это случайное совпадение?) – это сравнительно дешевый по нынешним временам велосипед, но у него очевидно неплохая по качеству и прочная алюминиевая рама – несмотря на наклейку «не использовать для кросс-кантри» у шарнирного узла. Cкладной велосипед такого типа – это фактически именно то, что у нас понимают под термином «горный» велосипед: аппарат не для асфальта, но и не для гор – но с дополнительным преимуществом в виде трансформации (рычаг с фиксатором и роликовым замком позволяет сложить велосипед в одно движение). Оптимальный сценарий его использования – это поездка на электричке на дачу, до которой от станции еще катить по проселку, или перевозка одного (или нескольких) таких велосипедов на автомобиле без рейлингов на фестиваль, ту же дачу или базу отдыха. Ну и, конечно, хранение велосипеда в малогабаритной квартире.

На ходу велосипед мне неожиданно понравился – несмотря на то что он все-таки тяжеловат из-за конструкции и младших групп оборудования. У него хороший накат (покрышки с гладкой центральной дорожкой), живая управляемость и дисковые гидравлические тормоза. Единственное, что действительно хотелось бы заменить, – это установленную амортизационную вилку, а скорее имитацию таковой. Лично я бы, купив велосипед, выкатал (явно небольшой) ресурс этой поделки, а потом сменил ее на подержанную жесткую или подержанную же минимально приличную амортвилку.

Резюмируя – за цену Cobra сейчас можно купить (новый) нескладной велосипед на 26-дюймовых колесах, но он в целом вряд ли будет заметно лучше по комплектации и ощущениям. Зато складная рама дает преимущества, которые могут оказаться самыми важными для вас.

Ирина Чевтаева

Редактор vedomosti.ru
Рост 173 см
Ездит на Strida LT

Он горный или складной?!

Первая мысль, которая пришла в голову, когда я увидела велосипед: «Он горный или складной?!» Как оказалось, производитель попытался совместить эти два понятия. Испытать его в действии я решила в обычном парке. У Stark Cobra Disc удобное анатомическое седло и рама. Руль прекрасно слушается. Велосипед едет ожидаемо. Порадовали амортизационная вилка с регулировкой жесткости и дисковые тормоза – небольшие бордюры удавалось проезжать с ходу. Сам амортизатор отлично пружинит на кочках, а двойные обода позволяют не думать о прочности колес. На вилке установлен бюджетный ZOOM 525 с механическим локаутом. Для полноценного горного велосипеда вилка слабая, для городского — то, что надо.

Когда я ехала по дорожке в парке, несколько раз приходилось резко тормозить. Тормозная система оказалась отзывчивой. По инерции велосипед ехал долго, так что я могла делать передышки и наслаждаться видами парка. Я сразу заметила, что у Stark Cobra Disc непростая резина – с центральной беговой дорожкой и шипы по бокам. Благодаря протектору велосипед едет с большим накатом по асфальту. С грунтом проблем не было. Мелкие камешки, палки, стекла попадали под колеса, но не мешали кататься. Я пробовала проехать и по выступающим корням деревьев, по рыхлому грунту и в итоге была приятно удивлена. Он действительно нормально едет.

При всех плюсах велосипед вызывает противоречивые ощущения. Мне не понравилось, как он складывается. Да, раму можно сложить пополам. А дальше? Руль не складывается. Колеса разъезжаются, когда пытаешься его поднять и положить в багажник машины. Производитель мог бы предусмотреть магнитные защелки, их реально не хватает. У меня не получилось загрузить его и при этом не испачкать руки и одежду. Для складного велосипеда он тяжеловат. Сама выгрузить из багажника я его не смогла, помогал коллега. Приводится в исходное рабочее состояние велосипед быстро.

Stark Cobra — неплохой городской велосипед. На нем можно с удовольствием кататься в парке и по улицам города. Как складной велосипед он уступает конкурентам по компактности и весу, до полноценного горного недотягивает. Но при этом цена вполне соответствует качеству!

Петр Поспелов

Редактор отдела культуры
рост 184 см
ездит на велосипеде Stels Aktive VM

Уютное шуршанье шин

Велосипед накрепко связан для меня с дачным образом жизни. Мне не нравится ездить по асфальту, зато покататься по улицам поселка или лесным тропинкам — одно наслаждение, особенно если совместить моцион с поездкой за прохладительными напитками.

Тестировать Stark Cobra Disc мне выпало в те выходные, на которые были назначены репетиции детского музыкального спектакля в Поленове. Привязывать велосипед на крышу автомобиля не понадобилось: он оказался складным, легким на разбор (переднее колесо удобно снимается и даже надевается без применения ключей) и спокойно уместился в багажнике, причем вместе с музыкальной клавиатурой.

Приехав в Поленово, я думал было сразу прокатиться, но меня опередил мой 17-летний сын, который лихо сделал круг по лужайке и отрапортовал, что транспорт идеально отрегулирован. Сын также обратил мое внимание на фиксатор вилки: в одном его положении надо ехать по ровной дороге – тогда легче крутить педали, а в другом по корням и ухабам – тогда включается амортизация.

Ровных дорог в Поленове, стоящем на холмистом берегу Оки, впрочем, почти нет – единственный кусочек шоссе, где можно было пролететь с ветерком, оказался так короток, что я ничего не успел почувствовать. Зато полно спусков, на которых удалось проверить тормоза, и столько же подъемов, где пригодилась скорость 1-1. На кривых и узких тропинках Stark показал такую надежность, что мне захотелось скатиться по крутому склону прямо к Оке. Но выяснилось, что дорожка идет по деревянной лестнице, и тут уже не мне пришлось ехать на велосипеде, а ему на мне.

Ничего страшного: Stark не слишком тяжел и, что приятно, не слишком высок: если в контексте путешествия неудобно перекидывать ногу через седло на ходу, можно запросто перетащить ее через раму.

Думаю, не будучи спортсменом и специалистом по велотехнике, я не оценил всех твоих достоинств, Stark. Но как музыкант запомнил шуршанье шин по прибрежной тропинке, присыпанной гравием, — этот звук был уютен и непретенциозен.

Александр Губский

Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

Непонятный концепт

Чтобы погрузить тестовый Stark Cobra Disk в длинный и узкий багажник тестового Rolls-Royce Wraith, мне пришлось не просто сложить велосипед, но и снять с него переднее колесо и седло (цена коврика в багажнике Rolls-Royce была сопоставима с ценой велосипеда). Это явное достоинство складного Cobra Disk – стандартный МТБ в багажник люксового фастбека вряд ли поместился бы даже со снятыми колесами.

Других достоинств у складного велосипеда “армейской” конструкции я, честно говоря, не заметил: за три дня тестов Stark Cobra Disk я так и не смог понять, зачем мне может понадобиться такой велосипед. Мощная рама и 26-дюймовые колеса означают увеличение массы: не стоит верить надписи на раме lightweigt – Stark Cobra Disk в сборе с педалями весит 15 кг. Велосипед просто складывается пополам, фиксаторов не предусмотрено, и ворочать эти незакрепленные части непросто даже мужчине – что при загрузке в багажник автомобиля, что при спуске в метро. А вот чему стоит верить, так это другой надписи на раме: “Не используйте велосипед для кросс-кантри” – вилка и групсет начального уровня не предполагают выезд в седле Cobra Disk на бездорожье. Да, в городе и на проселках этот Stark на 26-дюймовых колесах довольно комфортен для складного велосипеда, но дешевая трансмиссия и высокий вес не позволят вам развивать большую скорость: я смог разогнать Cobra Disk под небольшую горку только до 32,6 км/ч.