За два года «АвтоВАЗ» намерен снизить расходы на материалы и комплектующие

Цель на 2016 год – минус 7%, на 2017 год – 13%
«АвтоВАЗ» надеется за два года удешевить производство автомобилей/ Д. Абрамов/ Ведомости

По итогам 2016 г. «АвтоВАЗ» намерен снизить расходы на закупаемые материалы и комплектующие на 7%, в 2017 г. – на 13%, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух компаний – контрагентов «АвтоВАЗа». Такие цели компания обозначила на недавней конференции поставщиков, поясняют они. Похожая информация у «Автостата»: «АвтоВАЗ» хочет снизить расходы на комплектующие на 20% (без указания сроков).

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

В 2015 г. «АвтоВАЗ» на фоне падения рынка и девальвации рубля получил рекордный убыток – почти 74 млрд руб. по МСФО. Выручка сократилась на 8% до 176,5 млрд руб., а себестоимость только на 1,6% до 182,3 млрд руб. Долю материалов и комплектующих в себестоимости компания не уточняет, называя ее основной. По данным отчета «АвтоВАЗа» за II квартал 2016 г. по РСБУ, в первом полугодии доля сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов в себестоимости произведенных автомобилей Lada («АвтоВАЗ» также занимается контрактным выпуском для альянса Renault-Nissan) составила 72,6%, годом ранее – 76,2%.

Совместное вождение

Николя Мор, президент «АвтоВАЗа»
«Есть некоторые поставщики, которые находятся в сложной ситуации, мы, хотя сами тоже испытываем трудности, делаем все возможное, чтобы их поддержать даже с точки зрения денежных средств. И мы также пытаемся им подсказывать, как можно добиться прогресса на основе бенчмаркинга, который у нас есть с глобальными поставщиками». «Ведомости», июнь 2016 г.

Команда нового президента «АвтоВАЗа» Николя Мора в отличие от предшественника Бу Андерссона не требует от поставщиков снизить цены, но просит подумать, как те могут помочь предприятию добиться этой цели, рассказывают собеседники «Ведомостей». «АвтоВАЗ» видит основной потенциал в повышении локализации выпускаемых узлов и деталей, снижении закупки импортных материалов и деталей, поясняет один из них.

Повышение локализации – одна из задач, поставленных Мору акционерами. Об этом же он сам говорил и в июньском интервью «Ведомостям»: «По результатам отчетности по МСФО за 2015 г. видно, что себестоимость находится не в правильном тренде. Чтобы исправить это, нам нужно больше закупок делать в рублях. Это означает увеличение локализации – и не только в отношении поставщиков первого уровня, а также последующих уровней». По его словам, сформирована трехлетняя программа, в которой «по каждому автомобилю, по каждой группе товаров есть дорожная карта для поставщиков как первого, так и последующих уровней».

Курс правильный, но за два года «АвтоВАЗ» вряд ли сумеет снизить расходы на комплектующие на 20%, думают собеседники «Ведомостей». Локализация требует времени и значительных инвестиций, а сокращать свои цены на 7–13% поставщики не будут – рентабельность их бизнеса и так невысока, на уровне 3–5%, объясняют они. Обозначенные «АвтоВАЗом» цели скорее необходимость, чем возможность, замечает один из них.

Помимо локализации «АвтоВАЗу» может помочь укрепление рубля, заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с обязательствами постепенного снижения (при таких контрактах снижение составляет 2–3% в год, поясняет один из поставщиков) и увеличение производства новинок – Lada Vesta и Xray, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но вряд ли получится достичь запланированных темпов снижения затрат, соглашается он.

По словам одного из поставщиков, топ-менеджеры «АвтоВАЗа» говорили, что в случае запланированного снижения расходов на материалы и комплектующие предприятие будет пропорционально снижать цены на свои автомобили, стимулируя продажи, а значит, увеличивая производство автомобилей и заказы для поставщиков. «Продажная цена автомобилей слишком высока, в особенности в [таком] очень бюджетном сегменте, как Lada Granta», – говорил в июле и Мор. До этого компания повышала цены. Топ-менеджер крупной дилерской компании «АвтоВАЗа» считает, что необходимости в снижении цен на бюджетные модели Lada сейчас нет – у них в России практически не осталось конкурентов. Седан Lada Granta стоит от 383 900 руб. Для сравнения: разработанный на платформе Granta седан Datsun on-DO (производится на «АвтоВАЗе» по контрактной схеме) стоит от 436 000 руб. (цена автомобиля 2016 года выпуска), а седан Ravon Nexia (выпускается в Узбекистане) – от 379 000 руб.