Снижение продаж «АвтоВАЗа» ускоряется
Апрельский рост продаж «АвтоВАЗа» не стал тенденцией. В июне продажи Lada сократились на 15,8%Продажи «АвтоВАЗа» в России в июне 2016 г. снизились в сравнении с июнем прошлого года на 15,8% до 22 229 автомобилей, сообщила компания. В первом полугодии компания продала на домашнем рынке 124 353 автомобиля – это на 11,6% хуже первого полугодия 2015 г. Свою долю на российском рынке «АвтоВАЗ» оценивает в 19,6% против 19% годом ранее.
Таким образом, падение продаж ускоряется: в мае оно составило всего 9,9% (было продано 20 597 авто), а по итогам пяти месяцев продажи сократились на 10,6% до 102 124 шт. Компании не удалось обратить в тенденцию знаковое событие апреля, когда впервые более чем за полтора года был зафиксирован рост продаж год к году: +7,8% к апрелю 2015 г., или 24 648 в абсолютном выражении. Тогда представитель «АвтоВАЗа» и один из дилеров завода объясняли рост скидками (прежде всего по госпрограммам стимулирования спроса на рынке) и популярностью новинок – Lada Vesta и Xray. В апреле свою роль сыграл также эффект низкой базы, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: в апреле 2015 г. продажи «АвтоВАЗа» падали на 38%, а рынок сокращался на 41,5%. Представитель «АвтоВАЗа» не объясняет, в чем причина резкого июньского падения продаж.
По одному-двум месяцам тяжело делать выводы и определять тенденции, но очевидно, что заводу пока не удается добиться коренных улучшений продаж, которые необходимы для выправления финансового состояния, отмечает Беспалов. На продажи за короткий период могли повлиять единичные факторы, например проблемы с отдельными поставщиками, добавляет Беспалов, но вполне возможно, что в июне динамика «АвтоВАЗа» окажется хуже рыночной.
«Автоваз»
Автопроизводитель
Основной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51%).
Капитализация – 13,4 млрд руб.
Выручка (МСФО, I квартал 2016 г.) – 38,4 млрд руб.
Чистый убыток – 8,6 млрд руб.
Данные Ассоциации европейского бизнеса о продажах за полгода еще не опубликованы, но в мае и за пять месяцев российский «АвтоВАЗ» выглядел лучше рынка, который сократился соответственно на 14,5 и 14,7%. «В целом мы удовлетворены результатами продаж, но у нас все еще есть потенциал для некоторого роста в 2016 г., – цитирует пресс-служба «АвтоВАЗа» президента Николя Мора. – Несмотря на неблагоприятные рыночные условия, в 2016 г. мы ставим перед командой продаж амбициозные цели. У нас есть хорошо сбалансированная линейка моделей практически для любого бюджета. Это поможет нам выполнить нашу среднесрочную цель – увеличить долю рынка в крупных городах, укрепить экспортные продажи и выйти на новые экспортные рынки».
Мор был назначен президентом «АвтоВАЗа» в марте. В июне он говорил в интервью «Ведомостям», что в течение трех месяцев должен сформировать команду. Во вторник «АвтоВАЗ» сообщил, что с 1 августа вице-президентом по продажам и маркетингу станет Ян Птачек. Виталий Осипов, исполнявший обязанности на этом посту, понижен до директора по продажам.