Specialized Stumpjumper FSR Expert 6Fattie: Скачущий по корням

Испытываем многообразие настроек и приятных мелочей близкого к идеалу велосипеда для экстрима
Specialized Stumpjumper ныряет туда, куда повернешь руль, что в подъеме, что на спуске, на любой разумной скорости, на корягах и в грязи, прощая ошибки/ М. Стулов / Ведомости

Скачущий по корням

Specialized Stumpjumper и горный велосипед почти синонимы: именно с этой модели началась история их серийного производства – вообще как типа – в далеком уже 1981 г. Модель Stumpjumper в нынешнем исполнении многолика: есть варианты с алюминиевой и карбоновой рамами, с разной навеской, вилками и задними амортизаторами. Нам на тест достался велосипед на колесах диаметром 27,5 и шириной 3 дюйма в близкой к максимальной комплектации – карбоновый, с вилкой и амортизатором Fox (с полуавтоматической установкой сэга), трансмиссией SRAM высшего уровня и изменяемой на ходу длиной подседельного штыря. Также в активе – вилсет с непривычно тонкими и редкими спицами (зато с прямой головкой).

Сергей Смирнов

Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме "Старт-шоссе", самосборе Specialized Globe Vienna

Он упоительно скачет по корням. Именно так – «скачущий по корням» – можно при желании перевести название этого Specialized – Stumpjumper. На всё, что ниже 30 сантиметров, можно вообще не обращать внимания. А еще лучше держится в плотных поворотах, проявляя нейтральную поворачиваемость в самом широком диапазоне распределения нагрузки на колеса. Говоря проще – ныряет туда, куда повернешь руль, что в подъеме, что на спуске, на любой разумной скорости, на корягах и в грязи, прощая ошибки. И даже в сносе и заносе (специально проверял на щебенке) контролируется лучше всего, на чем я когда-либо ездил. И никаких толчков при педалировании – даже на самых жестких кочках.

Пожалуй, единственное даже не замечание, а особенность – низковата каретка. Понятно, что ездить без контактных педалей на таком аппарате – лишать себя трети удовольствия, а шатуны на трейле разумные люди держат параллельно земле, но платформенными педалями я пару раз все-таки цепанул. Еще кто-то жалуется на растянутую посадку, но мне она пришлась впору.

В общем, это один из тех идеальных в своей области велосипедов для экстрима, которые сегодня, благодаря их почти уже сорокалетней эволюции, можно купить. За соответствующие деньги, конечно.

Никаких сомнений в качестве компонентов велосипеда и нареканий по поводу их работы нет. Единственное – всяческих крутилок и рычажков в воздушной подвеске много, так что внимательно читайте инструкцию, выбирайте давление под вес и стиль езды и проверяйте эти настройки в поле.

Из интересных «плюшек» – убирающийся в раму набор шестигранников и лючок SWAT с чехлами для мелочей в нижней трубе рамы. Обе полезны, особенно лючок: насос, заплатки для камер и, например, пара бананов для перекуса туда влезают свободно. Но вот банка пива или насос высокого давления с манометром – уже нет.

Итак, ремкомплект в раму, рюкзак с водой за плечи – и вперед, на трассу. Лучше, чтобы сразу – не потому, что Stumpjumper плохо едет по асфальту, а потому, что трейловая езда на нем – исключительный кайф.

Адам Адамов

Руководитель IT-отдела
Рост 169 см
Ездит на кросс-кантрийном самосборе на раме Atom

На кочках – как на асфальте

Проверяю, все ли предусмотрено и подготовлено к поездке: насос, монтировки, латки, запасные звенья для цепи, велосипедный ключ. Если бы не ликбез по тайничкам, ни за что бы не догадался, что насос и полезные инструменты прячутся в раму и доступ к ним открывается отщелкиванием держателя для бутылки с водой, ключ находится в хитрой незаметной нише под рамой, откуда легко выковыривается пальцем, а запасные звенья цепи спрятаны в рулевой колонке. Хочется сразу отметить, что бутылку из держателя необычной конструкции левой рукой вытаскивать крайне неудобно – разработчики явно не задумывались о проблемах левшей.

Еще минут сорок на подстройку параметров амортизаторов под себя, и можно наконец-то ехать. Настройка – тот еще вдумчивый процесс: на комфортность влияют буквально мизерные диапазоны регулировок, но если уж добился нужного результата, то потерянное время окупится с лихвой.

Я вообще-то совсем не фанат двухподвесов и всегда считал их не более чем игрушкой, а на этом байке решил покататься из чистого любопытства. В итоге чувства противоречивы.

Ощущение восторга, когда несешься вниз по крутому ухабистому уклону, тебя не норовит вышибить из седла на очередной кочке и понимаешь, что не только долетишь до низу живым, но и преодолеешь следующий за спуском подъем, прекрасно. Мелкие кочки, ямки проглатываются подвеской и ощущение от езды по такому рельефу ничем не отличается от езды по асфальту. И только ради этого можно простить велосипеду его недостатки.

А недостатки все-таки есть. Широкие, хорошо гребущие шины прекрасно держат сцепление с дорогой, но пасуют при первых же признаках грязи и песка. Маленькая звездочка на каретке позволяет не беспокоиться о преодолении препятствий, но надо всегда помнить, что педали из-за низкого расположения каретки цепляются о землю. Что говорить о препятствиях, если даже в обычном крутом повороте я умудрялся задевать педалью землю, чего ни разу со мной не происходило на остальных моделях велосипедов. Можно, конечно, не забывать о том, что в таких случаях надо держать педали параллельно земле, но при экстремальной езде, когда нужно активное педалирование, порой не до выверки положения педалей. Очень понравилась возможность регулировки высоты седла кнопкой на руле, которой я в поездке очень активно пользовался. Считаю, что такая функция должна быть на любом мало-мальски серьезном горном велосипеде. В общем, велосипед очень качественно собран, применены лучшие на сегодняшний день материалы, но переоценен. Мелочи, вроде потайных карманов, удобны, материалы, примененные в изготовлении, превосходны, но по совокупности факторов велосипед не вызвал желания немедленно его приобрести.

Александр Губский

Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

Невезет, но везет

Мне очень не повезло в тот единственный будний день, когда я мог откатать Specialized Stumpjumper FSR Expert 6Fattie. В ночь перед запланированным тестом разразилась жуткая гроза, так что о том, чтобы утром выехать в лес, не могло быть и речи: после этого пришлось бы полдня отмывать велосипед и себя, а ведь еще и на работу нужно было успеть. Так что пришлось вместо прыжков через пеньки в Битцевском лесу отправляться на «Стампджампере» сразу на работу.

Но ездить на навороченном карбоновом двухподвесе стоимостью более полумиллиона рублей по асфальту – все равно что купить последнюю модель iPhone или Galaxy только для разговоров по телефону. Конечно, Stumpjumper спокойно едет и по асфальту, но в городе этому байку на 3-дюймовых покрышках амортизация в принципе не нужна: толстые шины запросто проглатывают даже заново разрушенный Собяниным асфальт. Обратная сторона толстых профилированных шин – падение скорости: средняя скорость на моем традиционном 25-километровом маршруте составила у меня 18,6 км/ч, максимальная – 40,7 км/ч. Оригинальный бардачок, организованный конструкторами Specialized в толстой нижней трубе рамы (он прячется под отстегивающимся флягодержателем) мне тоже не пригодился, зато во флягодержатель отлично поместилась беспроводная колонка Beats Pill – благо, что она тоже черно-красная, как и Stumpjumper.

Еще я смог найти применение в городе усовершенствованной технологии Specialized, появившейся в 2015 г. и получившей название IRcc (Internally Routed, cruise control). На старой версии «круиз-контроля» у велосипедов Specialized было три фиксированных высоты седла, которые можно было менять прямо на ходу нажатием на переключатель на левой ручке. В версии IRcc добавилась возможность более точной подгонки высоты – еще 10 уровней. Но мне, лузеру, в городе хватило и старых трех: подъезжая к светофору, я нажимал на переключатель и продавливал седло вниз: в результате на красном сигнале светофора можно стоять, не слезая с седла. Конечно, данная дорогостоящая конструкция придумана не для городских перекрестков, а для бездорожья, но мне там побывать так и не довелось.