«АвтоВАЗу» не хватило кворума, чтобы получить 20 млрд рублей займа от Renault
Предполагалось, что предприятие получит полугодовой заем под 11,5%На состоявшемся 23 июня годовом собрании акционеров «АвтоВАЗа» не удалось одобрить 20 млрд руб. кредита от одного из крупнейших совладельцев автозавода – французской Renault. Предполагалось, что предприятие получит полугодовой заем под 11,5%. Заявленная цель займа – оплата комплектующих.
Но поскольку это сделка с заинтересованностью, в голосовании не могли участвовать основные акционеры – госкорпорация «Ростех» и альянс Renault-Nissan. Они являются соучредителями нидерландской Alliance Rostec Auto, у которой 74,5% капитала «АвтоВАЗа». Вопрос должны были решить миноритарные акционеры, но количества зарегистрировавшихся для участия в собрании не хватило для кворума по данному вопросу. Всего для участия в собрании зарегистрировались владельцы и представители 75,85% голосующих акций «АвтоВАЗа».
Старший вице-президент Renault и директор региона Евразия Дени Левот, отвечая на вопрос «Ведомостей» о причинах провала голосования и дальнейших действиях, пообещал, что решение будет найдено. Заместитель гендиректора «Ростеха», возглавивший вчера обновленный совет директоров «АвтоВАЗа» (см. врез), Сергей Скворцов не стал комментировать эту тему.
Деньги компании нужны: в 2015 г. «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток – почти 74 млрд руб., у него отрицательный свободный денежный поток. Но новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор заверил «Ведомости», что для предприятия задержка с выделением 20-миллиардного кредита от Renault в краткосрочной перспективе некритична.
У «АвтоВАЗа» очень много миноритарных акционеров. Большинство традиционно не появляются на собраниях и их технически сложно найти, говорит Мор. Но Renault не отказывается от помощи предприятию и совместно с «Ростехом» ищет другие варианты, отмечает близкий к одному из совладельцев «АвтоВАЗа» человек. Возможно, выходом из ситуации станет планируемая докапитализация «АвтоВАЗа», размышляет он.
Совет без Гона и Чемезова
Совет директоров «АвтоВАЗа», состоящий из 15 человек, обновился на треть. В числе других его покинули президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Их планируемый уход крупнейшие акционеры «АвтоВАЗа» объясняли тем, что Гон и Чемезов продолжат участвовать в реализации стратегии развития компании через СП Alliance Rostec Auto. В совет помимо Скворцова вошли Левот, Мор, исполнительный вице-президент Renault Стефан Мюллер, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Эдуард Вайно, зампред правления УК «Роснано» Владимир Аветисян.
Это возможный выход, но процесс докапитализации может затянуться, а деньги «АвтоВАЗу» нужны сейчас, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому можно, например, привлечь кредиты у сторонних организаций под гарантии акционеров, рассуждает он. Можно дать кредит через стороннюю организацию или же напрямую без формального одобрения. В этом случае сделку могут оспорить тот или иной миноритарий, но шансы выиграть у него будут небольшими, да и в худшем случае «АвтоВАЗу» придется вернуть деньги, которые и так нужно в скором времени возвращать, говорит старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов.
Параметры и сроки докапитализации завода, призванной облегчить финансовое положение убыточного «АвтоВАЗа», еще не определены. Ожидается, что они будут названы в начале осени. Скворцов рассказал, что «Ростех» готов простить автозаводу 20 млрд руб. А остальные 31 млрд руб. долга госкорпорация готова конвертировать в капитал, заявил он. Окончательные механизмы помощи предстоит согласовать с правительством и альянсом Renault-Nissan. В любом случае акционеры готовы оказывать «АвтоВАЗу» финансовую и нефинансовую помощь, заверил Скворцов.
Если «Ростех» конвертирует в акции 30 млрд руб., то альянсу для сохранения своей доли нужно будет вложить 60 млрд руб., говорит Беспалов. Представитель Renault это не комментирует. Для сравнения: капитализация «АвтоВАЗа» составляет около 15 млрд руб.
Мор представил на новом совете среднесрочный план развития, но решений, по его словам, пока не принято, документ продолжит готовиться.
В 2016 г. «АвтоВАЗ» планирует продать в России 260 700 автомобилей Lada – на 3,1% меньше, чем в 2015 г., сообщил Мор. Рынок легковых автомобилей, по расчетам компании, упадет сильнее, в итоге доля Lada по итогам года увеличится на 2,1 п. п. до 20%. Сохранять рыночную долю на этом уровне «АвтоВАЗ» рассчитывает и в дальнейшие годы.
Поддерживать продажи новый президент «АвтоВАЗа» собирается за счет расширения продуктовой линейки, «разумно выверенной ценовой политики», стимулирования дилеров, привлечения и удержания клиентов фирменной сервисной сети, улучшения имиджа бренда Lada.
Компания не планирует массовых сокращений, сказал Мор. Сейчас «АвтоВАЗ» работает в режиме четырехдневной недели, с 15 августа вернется к полной неделе. Но в случае негативных прогнозов по рынку и продажам в IV квартале компания с середины октября может опять перейти на четырехдневную рабочую неделю, предупредил Мор. В нерабочие дни сотрудников будут привлекать к временным работам.