Петербургские заводы переориентируются на сборку кроссоверов
Благодаря новым моделям автокластер уже в этом году может показать рост производстваПроизводство автомобилей в Петербурге снижается медленнее, чем в целом по России. За четыре месяца 2016 г. петербургские заводы выпустили 79 800 машин – на 21% меньше, чем за тот же период прошлого года, российский автопром упал на 25%. Hyundai Solaris и Kia Rio, которые выпускает петербургский завод Hyundai, традиционно держатся в первой тройке самых продаваемых в России машин. В топ-25 по продажам входят пять из семи петербургских моделей – за I квартал 2016 г. их продажи, по данным «Auto-Dealer-СПб», упали на 8%, а российский рынок, по данным АЕБ, – на 17%.
Петербургские заводы начали менять стратегию: с этого года все они производят кроссоверы (сегмент SUV). Этот сегмент продолжает оставаться самым привлекательным на российском рынке, объясняет партнер The Boston Consulting Group (BCG) Константин Полунин: «Их доля на рынке легковых автомобилей в ближайшие пять лет не будет опускаться ниже 40%. В 2004 г. на них приходилось всего 12%. За это же время доля автомобилей с традиционным типом кузова сократилась с 87 до 62%». По данным «Автостата», доля SUV на российском рынке за 2015 г. составила 36% (см. инфографику). В апреле доля SUV составляла 35,5%, падение продаж к аналогичному периоду прошлого года – 11,6%. Российский авторынок за месяц упал на 9,5%, а продажи в классе В, на который приходится 43,8%, выросли на 1,3%, следует из данных «Автостата».
Компактные седаны – основные участники программ льготного кредитования, благодаря этому рыночная доля седанов класса B растет – отчасти он оттягивает продажи из более крупного и дорогого сегмента С, SUV также немного уступают долю рынка, говорит Владимир Устров, директор дилерских центров «Renault Рольф Лахта» и «Renault Рольф Полюстрово». В 2016 г. ожидается снижение реальных доходов населения, предполагается, что спрос продолжит смещаться в более низкий ценовой сегмент, в том числе в сегмент автомобилей B-класса, считает партнер PricewaterhouseCoopers в России Олег Малышев.
По данным «Auto-Dealer-СПб», на кроссоверы пришлось 38,3% от всех проданных в Петербурге в 2015 г. машин. Практически все заводы в России на первом этапе развития бизнеса начинали с производства седанов, но стратегия предприятий на локализацию внедорожников отвечает вызовам рынка, говорит гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. У кроссоверов относительно высокая стоимость – при локализации таких моделей концернам удается сэкономить на налогах и компонентах, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Автопроизводители, которые обеспечивают высокий уровень локализации и планомерно выводят на рынок новинки, в кризис чувствуют себя уверенней, констатирует Полунин.
Если экономика России начнет расти, а потребительский спрос вернется на прежний уровень, то доля кроссоверов, которые в среднем дороже седанов, тоже пойдет в рост, если нет – она останется на прежнем уровне, считает Удалов. При восстановлении экономики рост доли кроссоверов на рынке возобновится, подтверждает Устров. Рост доли кроссоверов прогнозируют и автодилеры. Это обусловлено и практичностью кроссоверов, и российскими условиями эксплуатации автомобилей, и вкусами отечественных покупателей, говорит Владимир Мирошников, директор по развитию «Рольфа».
От Creta до RAV4
Самый крупный завод петербургского автокластера – Hyundai с 1 августа начнет массовое производство кроссовера Creta. Кроссоверы очень популярны в России, после запуска Creta их доля на рынке, вероятно, увеличится, говорит исполнительный директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев. По его словам, у новой модели порядка 20 конкурентов на рынке, включая Renault Duster и Renault Kaptur, Nissan Terrano. До этого в линейке Hyundai не было субкомпактных кроссоверов, поэтому новая марка не вызовет внутренней конкуренции и привлечет новых покупателей, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Стартовая стоимость Creta, по оценке Чаплыгина, может составлять около 800 000 руб. Чтобы марка хорошо продавалась, она должна стоить дешевле, уточняет Беспалов.
Сейчас завод выпускает Kia Rio и Hyundai Solaris, сборка последнего прекратится в самое ближайшее время, говорит гендиректор «Хендэ мотор мануфактуринг рус» Виктор Васильев. По его словам, в 2016 г. с конвейера предприятия сойдет порядка 200 000 машин, в том числе около 20 000 Creta. В 2017 г. завод выпустит 200 000–230 000 машин, включая 90 000–10 000 Creta.
Завод Nissan в Петербурге начал существенно менять свою стратегию осенью 2015 г. В ноябре он запустил в серийное производство кроссовер Qashqai, но прекратил сборку седана Teana. Представитель компании объяснил это сокращением сегмента D. С запуском Qashqai более 90% продаваемых в стране автомобилей марки будут производиться в России, говорил директор ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Дмитрий Михайлов. Благодаря новой модели в 2015 г. производство на заводе Nissan выросло на 6% до 33 000 машин. Сейчас на заводе выпускаются Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Nissan Pathfinder. В конце июня завод собирается поставить на конвейер обновленный кроссовер Nissan Murano.
В России традиционно высоким спросом пользуются кроссоверы и внедорожники: на выпуск таких автомобилей и нацелен завод в Петербурге, говорит представитель Nissan в России Роман Скольский. По его словам, локализация производства в России существенно не удешевляет модель: большая часть компонентов закупается за рубежом. Доля российского рынка Nissan в марте 2016 г. выросла на 0,6 п. п. до 6,8%, главная заслуга принадлежит моделям X-Trail и Qashqai, которые производятся Петербурге, следует из сообщения компании. По данным АЕБ, за четыре месяца продажи Nissan в России упали на 26%, Qashqai – выросли на 63%. Новый Murano всерьез не повлияет на показатели завода, считает Чаплыгин: «Nissan выпустит в 2016 г. до 35 000 автомобилей, из которых на Murano максимум придется 3000 шт.». На самом заводе прогнозируют производство на уровне 2015 г.
Завод Toyota запускает серийное производство кроссовера RAV4 в августе. В конце прошлого года предприятие перенастраивало производство под новую модель и для увеличения мощности с 50 000 до 100 000 машин в год. Инвестиции в проект составили 7,1 млрд руб. В 2015 г. завод в Петербурге произвел 32 882 автомобиля Toyota Camry (-10% к прошлому году), в этом с учетом RAV4 он может рассчитывать на 60 000 к концу года, прогнозирует Чаплыгин. По его словам, модель будет конкурировать на российском рынке как с машинами российской сборки (например, Ford Kuga), так и зарубежной (Hyundai Tucson, Suzuki Vitara и др.). Спрос на RAV4 гораздо выше, чем в целом на марку: согласно статистике АЕБ, за первые четыре месяца продажи Toyota в России упали на 2% до 31 205, RAV4 – выросли на 47% до 11 587 шт.
Экспорт на больших колесах
Восстановление автомобильного рынка в 2016 г. не прогнозирует никто из опрошенных экспертов. По разным оценкам, сокращение продаж к концу года составит от 10 до 15%. Во втором полугодии 2016 г. начнется стабилизация рынка, легкий рост ожидается в 2017 г., существенный – в 2018 г., полагает Калицев из «Хендэ мотор СНГ». Мощности петербургских заводов в целом загружены чуть более чем на 60% (если не считать вторую очередь Toyota). У всех есть планы по расширению, плюс высокая степень локализации от 30 до 46%, говорит Чаплыгин.
Выпуск автомобилей в Петербурге может остаться на уровне прошлого года, уверен Чаплыгин: «Мы прогнозируем от падения на 5% до роста на 5% производства по итогам года, максимум заводы в этом году могут выпустить до 330 000 автомобилей».
Производство петербургских заводов к концу 2016 г. может быть увеличено за счет выпуска новых моделей автомобилей, а также, учитывая сжатие внутреннего рынка, за счет производства продукции на экспорт, рассуждает Малышев. Практически все заводы одним из основных драйверов роста называют расширение географии экспортных поставок. Сейчас основным рынком сбыта являются страны СНГ. Экспорт автомобилей из Петербурга в I квартале 2016 г. упал на 56% до 1700 шт., по данным АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ).
Продукция, произведенная в России, дешевле западных аналогов из-за курсовой разницы, высокого уровня локализации и дешевой логистики, говорит управляющий директор по нефинансовой поддержке РЭЦ Константин Евстюхин.
В 2015 г. из Петербурга за границу было отправлено порядка 20 000 авто, из которых около 11 000 – в Казахстан. Сокращение экспорта связано с введением в 2016 г. в Казахстане утилизационного сбора, говорит представитель РЭЦ. Заводам необходимо время на адаптацию и, возможно, на переход от импорта автомобилей к поставкам машинокомплектов для сборочных производств, уточняет он.
Основные внешние рынки для российского автопрома – страны СНГ, за их пределы, по данным BCG, продается всего 11% от общего экспорта российских машин. Рынок СНГ имеет очень ограниченный объем: по прогнозам, он вырастет с 0,3 млн автомобилей в 2016 г. до 0,6 млн в 2020 г., следует из доклада BCG. Автопроизводители могли бы сосредоточить усилия на агрессивном наращивании экспорта: относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока (например, рынок Ирана с объемом в 1 млн автомобилей в год) и Саудовская Аравия (0,6 млн), а также Египет, Алжир, Нигерия и Мозамбик (совокупный объем рынка – 0,6 млн авто), подсчитали в BCG.
Nissan поставляет небольшие партии автомобилей в Белоруссию и Казахстан, Toyota отправляет порядка 6% машин в эти же страны. Основным рынком сбыта для Hyundai в 2011–2013 гг. была Украина, с 2014 г. 80% всех экспортных поставок завода пришлось на Казахстан, в 2015 г. начались поставки в Египет и Ливан. В прошлом году на экспорт было направлено около 14 000 машин, в этом году завод прогнозирует падение почти в 2 раза. «За первые пять месяцев завод отгрузил за рубеж 1600 машин, мы надеемся на увеличение отгрузок в страны Ближнего Востока», – говорит представитель Hyundai. С мая Hyundai возобновила поставки на Украину, но пока они небольшие – около 50 шт. в месяц.
Nissan c 2015 г. говорит о расширении экспортных поставок, называя в числе приоритетных страны Восточной Европы. «Для таких планов нужна существенная господдержка», – сказал представитель завода. Концерн предлагал правительству РФ компенсировать логистические расходы и ввозные пошлины при поставках машин в Европу, рассказывал ранее Михайлов. Toyota не планирует расширять рынки сбыта, сообщил ее представитель: «Как и модель Camry, Toyota RAV4 будет производиться для рынков России, Казахстана и Республики Беларусь».
По словам Евстюхина, РЭЦ содействует автозаводам, в том числе петербургским, в поиске партнеров для экспорта в страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, в оптимизации логистических маршрутов и финансовых вопросах. Основными заявляемыми проблемами при экспорте продукции автомобилестроения в РЭЦ называют высокую стоимость доставки до экспортных рынков, отличие обязательных технических условий и регламентов, сложность сертификации. Но, естественно, существуют и иные фундаментальные факторы: высокие тарифные барьеры в странах экспорта, падение традиционных рынков и собственно конкурентоспособность производимых моделей, говорит представитель РЭЦ.