«АвтоВАЗ» запустил новую программу добровольного ухода сотрудников

В июне также сократится число рабочих дней на большинстве автосборочных линий
Компания предложила пять окладов тем, кто хочет уволиться/ А. Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ» для сотрудников «открывает «окно возможностей» с 1 по 15 июня 2016 г. и при увольнении по соглашению сторон готов дополнительно выплатить им до пяти средних окладов», сообщила компания. Из-за продолжающегося падения продаж завод «прилагает максимум усилий для сохранения коллектива и социальной стабильности как на предприятии, так и в Тольятти», но «остается открытым к запросам со стороны некоторых сотрудников, которые выражают желание завершить свою карьеру на заводе по соглашению сторон, при условии согласия их непосредственных руководителей», объясняет «АвтоВАЗ». Сотрудников никто не принуждает, подчеркивает завод. Лимит затрат на реализацию программы «АвтоВАЗ» не раскрывает.

На оплату труда приходится около 10% себестоимости «АвтоВАЗа», следует из отчета компании по РСБУ. С помощью таких мер «АвтоВАЗ» оптимизировал штат в 2014–2015 гг. Но тогда программы длились до нескольких месяцев. Размер выплат доходил до пяти средних зарплат, но максимальную сумму можно было получить только в самом начале. В 2015 г. количество сотрудников на «АвтоВАЗе» снизилось на 15% до 44 000 человек. В мае среднесписочная численность была 42 300 человек, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». По его мнению, новая программа вряд ли вызовет ажиотаж. Срок ее действия небольшой, те, кто хотел уйти, воспользовались предыдущими программами, сейчас желающих покинуть «АвтоВАЗ» даже с возможностью получения пяти зарплат немного – в Тольятти сложно найти подходящую работу, объясняет он. «Компания не ожидает большого количества желающих воспользоваться открывающейся возможностью», – говорится и в сообщении «АвтоВАЗа».

Ценный опыт

Николя Мор, сменивший в апреле на посту президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона, в интервью «России 24» рассказывал, что у него был хороший опыт «с точки зрения коммуникации с сотрудниками и профсоюзом». «В течение моего пребывания в Румынии не было никаких социальных потрясений. Мы заключили пять коллективных соглашений для различных компаний. Все прошло гладко», – подчеркивал Мор.

По соглашению сторон сотрудник может уволиться в любое время, но это не означает, что всегда есть возможность уйти, получив пять зарплат, отмечает руководитель корпоративной практики Sameta Ольга Сницерова. Предложение «АвтоВАЗа» свидетельствует, что ему нужно оптимизировать штат, продолжает она. И если предложением мало кто воспользуется, то следующим шагом могут стать сокращения, думает Сницерова. Расторжение договора по сокращению предполагает меньшую компенсацию, но появляются риски судебных споров, указывает она. «АвтоВАЗ» не собирается что-либо предпринимать, в случае если никто не воспользуется предложением, планов сокращения сотрудников нет, говорит представитель «АвтоВАЗа». Пока «АвтоВАЗ» не может сокращать людей – с 15 февраля на полгода на заводе введен режим неполной рабочей недели. Будет ли он продлен, еще обсуждается, говорит источник «Ведомостей».

Оценить оптимальную численность «АвтоВАЗа» крайне сложно: обычно автозаводы концентрируются на сборке машин (помимо сварки и окраски), а на «АвтоВАЗе» есть еще и производство узлов и компонентов, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Плюс нужно учитывать не только сегодняшнюю ситуацию на рынке, но и его перспективы – спрос со временем все же начнет расти, говорит он.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн
Основной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51%, СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan).
Капитализация– 16,7 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 176,48 млрд руб.
Чистый убыток – 73,85 млрд руб.

«Окно возможностей» не единственная попытка сэкономить. Со следующей недели на трех из четырех сборочных линий «АвтоВАЗа» машины будут выпускаться три дня вместо четырех, дни простоя будут оплачены в размере двух третей средней зарплаты, рассказали два человека, близкие к заводу. На первой выпускаются Lada Granta, Lada Kalina, Datsun on-DO, Datsun mi-DO, на второй – Lada Priora и пятидверная Lada 4 x 4, на третьей – трехдверная Lada 4 x 4. Линия B0, где производятся модели Lada, Renault и Nissan, продолжит работать четыре дня в неделю. Интернет-портал «Детали-авто» в четверг тоже сообщил о сокращении рабочих дней на некоторых линиях «АвтоВАЗа» со следующей недели. «График работы линий постоянно корректируется в зависимости от поступающих заказов», – сказал лишь представитель «АвтоВАЗа».

В апреле 2016 г. продажи Lada в России (на них приходится 90% продаж «АвтоВАЗа», см. график) впервые за 1,5 года выросли (на 8% при падении рынка на 8,5%), но реализация, к примеру, Granta (лидер рынка) сократилась на 4,6%, а внедорожников Lada 4 x 4 – более чем на 40%, гласят данные АЕБ. Несмотря на рост продаж в апреле, завод по-прежнему сильно недозагружен (примерно на 40–50%), а рынок восстановится нескоро, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Компания будет продолжать оптимизацию штата, но с учетом социальной значимости предприятия на такие радикальные меры, как массовые сокращения, не пойдет, делая выбор в пользу мягких мер – естественной убыли и программ добровольного ухода, считает эксперт.