Рынок легких коммерческих автомобилей растет второй месяц подряд
Основные причины – эффект низкой базы и господдержкаРоссийский рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле вырос почти на 9,7% до 8140 шт. (см. график), гласят данные «Автостата», основанные на количестве зарегистрированных машин. Рост наблюдается уже второй месяц подряд, а его динамика усиливается – в марте рынок подрос на 3,7%.
Регистрации лидера рынка – ГАЗа – выросли в апреле на 15,5%, УАЗа (второе место) – на 23%, Mercedes-Benz (третье) – снизились на 24%, Lada (четвертое) – 11,3%, Volkswagen (пятое) – выросли на 74%, по данным компании.
Росту рынка помог прежде всего эффект низкой базы, считает начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Падение продаж в марте и апреле прошлого года превышало 40%, напоминает он: из-за девальвации рубля в конце 2014 г. люди и компании стремились купить технику до удорожания. Это не привело к росту рынка (к примеру, в январе 2015 г. он сократился на четверть), но отъело часть спроса будущих периодов, поясняет Топтун. Рынку помогла и госпрограмма стимулирования спроса, продолжает он. Кроме того, в марте дилеры старались быстрее продать остатки 2015 г., чтобы успеть получить за них субсидии в рамках госпрограммы обновления парка, это можно было сделать лишь в I квартале, говорит сотрудник одного из автоконцернов.
Рост продаж LCV «УАЗ» представитель «Соллерса» связывает с участием в госпрограммах стимулирования спроса (на них приходится более 70% общих продаж марки), а также «с обновлением классических коммерческих автомобилей «УАЗ», которое было анонсировано во второй половине февраля, и с набирающей популярность моделью «УАЗ Карго», чьи объемы в совокупности за март и апрель 2016 г. выросли в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом», объясняет он.
В марте – апреле российские продажи Ford Transit увеличились вдвое благодаря программам субсидирования, говорит представитель Ford Sollers. На апрельский результат повлияло производство крупной партии (более 400 машин) в рамках проекта «Московский транспорт» по стандартам «Мосгортранса», добавляет он. «Продажи марки развиваются согласно нашему плану. И мы довольны занимаемой нами долей рынка», – комментирует директор департамента продаж и маркетинга малотоннажных автомобилей «Мерседес-Бенц рус» Рене Мак.
Рост рынка, скорее всего, продолжится, но будет незначительным, считает Топтун. По итогам года рынок останется на уровне 2015 г. или продемонстрирует небольшое снижение из-за падения продаж в январе – феврале, прогнозирует он. Продолжение роста возможно, но только из-за эффекта низкой базы – фундаментальных причин для восстановления рынка пока нет, замечает сотрудник одного из автоконцернов. Пока нет оснований для прогнозов, что рост рынка продолжится до конца года, считает представитель группы ГАЗ. «На коммерческом рынке по-прежнему остро стоят проблемы, связанные с недостатком инвестиционных и оборотных средств у покупателей автомобилей, замедлением активности в основных отраслях, ухудшением финансового положения предприятий малого и среднего бизнеса – основных потребителей коммерческого транспорта», – перечисляет он. По оценке компании, рынок останется на уровне прошлого года.