Дилерам «АвтоВАЗа» не хватает Lada Largus
Завод не может выполнить их заказы в нужном объемеДилеры «АвтоВАЗа» могут заказать автомобилей Lada Largus в 2–3 раза меньше, чем хотели бы, – не позволяют производственные возможности предприятия, рассказали «Ведомостям» менеджеры двух дилерских компаний. Сейчас принимаются заявки на июль, говорят они. Особенно не хватает фургонов Largus, поясняют они. Заказы на эти версии «АвтоВАЗ» не принимает последние три месяца, уточняет один из собеседников. Нельзя заказать фургоны вплоть до осени, добавляет другой. У дилеров есть запасы Largus, полученные по предыдущим заказам, но они скоро закончатся, добавляет он.
Lada Largus – четвертая по популярности модель Lada (см. график) и 10-я среди всех автомобилей на российском рынке по итогам января – апреля 2016 г., гласят данные АЕБ. В апреле российские продажи Lada впервые за 1,5 года выросли – почти на 8%. Продажи Largus, напротив, упали на 28%, по данным АЕБ.
Largus выпускается в пяти версиях (пассажирские и коммерческая, на которую приходится примерно треть выпуска модели) в Тольятти. Сборка происходит на линии B0, где также производится новинка Lada Xray и автомобили для Nissan (Almera) и Renault (Logan и Sandero), так как все они имеют общую платформу. Общая проектная мощность этой линии – 350 000 машин в год, и она поделена между брендами. На Lada выделена примерно четверть. Видимо, в это ограничение и уперся Largus, рассуждает один из дилеров. Представители Renault и Nissan не стали раскрывать объемы производства на линии B0 на «АвтоВАЗе». «Сложностей с линией нет», – добавил представитель японской компании.
Представитель «АвтоВАЗа» подтвердил, что завод сейчас не может в полной мере выполнять заказы дилеров. Но это связано не с выделенной мощностью линии B0 – запас еще есть, а с возросшим спросом. Тот оказался выше, чем предполагала компания, заверяет собеседник.
Невозможность оформить заказ на фургон объясняется тем, что дилеры уже выбрали общую квоту и нужно подождать, говорит человек, близкий к компании. Представитель это не комментирует. Популярность фургона Largus представитель «АвтоВАЗа» и один из дилеров объясняют низкой ценой. Он стоит 497 500–572 400 руб. Для сравнения: фургоны Peugeot Partner VU – от 1 млн руб., Fiat Scudo – от 1,4 млн руб.
Спросу на Largus помогает и господдержка. Причем фургон Largus участвует не только в госпрограмме обновления автопарка (государство субсидирует часть скидок при покупке новой машины при сдаче старой в утилизацию или по схеме trade-in), но еще и в госпрограмме льготного автолизинга, снижающей размер первоначального взноса. «Модель пользуется высокой популярностью у наших клиентов», – передал «Ведомостям» гендиректор «Европлана» Александр Михайлов: на нее приходится почти 16% всех приобретенных машин с начала 2016 г. в рамках госпрограммы льготного автолизинга и благодаря ей Lada находится на втором месте после «ГАЗа». Похожая ситуация и в целом по госпрограмме, добавляет он.
Сейчас «АвтоВАЗ» готовится к поставке крупной партии фургонов Largus для «Почты России», говорит один из дилеров. Подробности он не знает. «Подведены итоги тендера на закупку в лизинг 417 автомобилей Lada Largus в цельнометаллическом кузове, – пояснил представитель «Почты России». – Договор с компанией-победителем в настоящее время находится в стадии согласования. Поставка автомобилей ожидается летом 2016 г.». В прошлом году «Почта России» обновила 20% парка, закупив более 3500 автомобилей различных марок, добавил он.
«АвтоВАЗ», по словам его представителя, перестраивается под спрос, увеличивая закупки комплектующих для Largus и наращивая производство (цифры не раскрываются), и обещает в ближайшее время нормализовать поставки машин. Ранее ситуация, аналогичная Largus, сложилась с новинками – Xray и Vesta. «АвтоВАЗ» пообещал увеличить отгрузку дилерам. Поставки Vesta в целом уже нормализовались, отмечает один из дилеров компании. Закупки компонентов для Vesta заметно выросли, по Largus этого пока не видно, говорит один из поставщиков «АвтоВАЗа».