Российский автопром находится в опасности
Из-за низкого спроса на автомобили могут закрыться еще несколько заводов, прогнозирует консалтинговая компания BCGСерьезного роста спроса на российском автомобильном рынке ждать не стоит, говорится в докладе BCG (есть у «Ведомостей»). Если еще несколько лет назад прогнозировалось, что к 2020 г. рынок достигнет отметки в 3,5–4 млн шт. в год по сравнению с 1,5 млн в 2015 г., то сейчас – 1,9 млн машин по базовому сценарию. Основные причины – прогнозируемая низкая стоимость нефти, слабая национальная валюта и проч.
Похожий прогноз дает и PwC – 2,2 млн автомобилей в 2020 г. «Соллерс» прогнозирует, что к этому сроку в России будет продаваться менее 2 млн автомобилей.
Рекорд продаж в России был установлен в 2012 г. Тогда россияне купили 2,8 млн новых автомобилей. С тех пор продажи неуклонно снижаются. Российские автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год недозагружены и несут убытки. «Лучшая стратегия в новых условиях <...> не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать», – категоричен соавтор доклада, старший партнер BCG Владислав Бутенко.
Сделанные в России автомобили поставляются еще и в страны СНГ. Но их потенциала недостаточно для стабилизации нашего автопрома: по прогнозам BCG, экспорт автомобилей вырастет с 0,3 млн автомобилей в 2016 г. лишь до 0,6 млн шт. в 2020 г. Не решит проблем и господдержка: только на стимулирование спроса пришлось бы тратить 90–150 млрд руб. в год, подсчитали в BCG. В 2016 г. на эти цели правительство выделило 50 млрд руб., в 2015 г. – 43 млрд руб.
BCG полагает, что может быть закрыто 3–6 заводов из имеющихся двух десятков. В зоне риска «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также сравнительно недавно запустившие свои производства, говорится в докладе.
В прошлом году Россию уже покинула американская GM. Тогда же на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и свернут выпуск Toyota Land Cruiser Prado.
Вероятность консервации целых предприятий в России есть, но вряд ли это произойдет в ближайшие 1–2 года – на текущем этапе компании будут вести себя осторожно и продолжат оптимизировать штат, сокращать рабочие дни и смены, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Закрытие или консервация отдельных заводов не исключены уже в 2016 г. – как в легковом сегменте, так и в грузовом, думает главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. «Ряд производителей, имеющих низкий уровень интеграции с локальными партнерами и поставщиками, могут покинуть Россию – в частности, после завершения у них соответствующих соглашений по промышленной сборке», – соглашается представитель «Соллерса». Он полагает, что правительство должно стимулировать процесс концентрации спроса «вокруг ограниченного числа игроков, ориентированных на максимизацию добавленной стоимости в России».
Минпромторг с апокалиптическими прогнозами не согласен. «Мы считаем более вероятным постепенное восстановление рынков уже в краткосрочной перспективе», – оптимистичен представитель министерства. Но конкретного прогноза он не дал. «При условии своевременной и грамотной поддержки», за счет собственных усилий компаний, а также благодаря экспорту можно сохранить всех основных автопроизводителей в России, полагает чиновник.
Необходимо агрессивно наращивать экспорт в страны дальнего зарубежья, советует BCG. Относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока. Например, в Иране продается 1 млн автомобилей в год, а в Саудовской Аравии – 0,6 млн. В Африке сейчас низкие продажи – 0,6 млн автомобилей на весь континент, но высокий потенциал роста. Отдельные модели можно поставлять даже в Европу. Например, Kia Rio там не выпускается. А эта модель была бы востребована в Великобритании, Италии, Испании и Франции, указано в докладе.
Экспорт поможет загрузить мощности и снизить зависимость от местного рынка, соглашается Беспалов. Но не стоит ждать взрывного роста поставок за рубеж, замечает он: процесс освоения новых рынков – сертификация, адаптация, продвижение, создание системы продаж и проч. – очень длительный. Но развивать экспорт нужно в любом случае, подчеркивает Баранов.
Для агрессивного развития экспорта «есть фундаментальные факторы, в том числе текущие валютные преимущества и качественный уровень развития автопредприятий, способных выдавать конкурентоспособный продукт», говорит представитель Минпромторга.
Чуть ли не единственный работающий на полную мощность завод – «Хендэ мотор мануфактуринг рус» не планирует сбавлять обороты, заявил его представитель. Но и «планов по агрессивному развитию экспорта нет».
Экспорт – одно из приоритетных направлений в условиях ограниченного спроса на локальном рынке, говорит представитель «Соллерса». «Но успешные экспортные стратегии могут построить только те, кто достиг конкурентоспособных издержек за счет локализации или имеет продукты, права на которые закреплены в России», – резюмирует он.