«АвтоВАЗ» в мае может поднять цены на Lada Vesta, Xray и Priora
Эти модели могут подорожать на 4–5%«АвтоВАЗ» в мае может поднять цены на седан Lada Vesta и высокий хетчбэк Lada Xray, а также седан Lada Priora, рассказали «Ведомостям» топ-менеджер одной из дилерских компаний и человек, знакомый с топ-менеджерами предприятия. По информации первого, машины могут подорожать в среднем на 5%, второго – в пределах 4% в зависимости от модели и комплектации. Топ-менеджер другой дилерской компании тоже слышал о предполагаемом майском повышении цен на Lada. Но подробностей – масштабов индексации и списка моделей – он не знает.
Представитель «АвтоВАЗа» лишь сказал, что приказа об изменении цен в мае нет. Обычно официальная информация поступает дилерам накануне или в день изменения цен, замечает один из них.
Сейчас Vesta стоит 514 000–658 000 руб., Xray – 589 000–723 000 руб., Priora – 389 000–464 000 руб. При удорожании Vesta, скажем, на 4% ее начальная цена составит примерно 535 000 руб. Главные конкуренты вазовской модели – корейские седаны Hyundai Solaris и Kia Rio (выпускаются в Санкт-Петербурге) стоят от 619 900 и 601 900 руб. соответственно. В середине февраля Kia повышала цены на машины в России на 2–5% (к примеру, Rio стал дороже на 20 000 руб.), новых повышений пока не планируется, говорит представитель компании. Цены растут и у других производителей (см. врез). Представитель Hyundai вчера вечером на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Машины дорожают
По данным «Автостата», с 15 марта до 15 апреля 2016 г. переписали ценники 28 автопроизводителей. Например, Ford увеличил цены на 1–3% почти на весь модельный ряд, Toyota – на 2,3–4% на три модели, СП «Джи эм – АвтоВАЗ» увеличило стоимость единственной выпускаемой модели – Chevrolet Niva на 2,7–5,4% и проч.
В 2015 г. «АвтоВАЗ» четыре раза поднимал цены на автомобили, в среднем машины подорожали почти на 20%. В текущем году майское удорожание станет вторым по счету. С 15 февраля «АвтоВАЗ» поднял цены на часть своих моделей (кроме Vesta, Xray и Priora) в среднем на 4,5%. Основными причинами стали удорожание компонентов и «актуализация цен в соответствии с конкурентной средой», объяснял представитель «АвтоВАЗа». Комплектующие дорожали главным образом из-за девальвации рубля, но на сей раз это вряд ли будет фигурировать в числе причин нового повышения цен на Lada – с начала года, напротив, наблюдается тенденция укрепления рубля, комментируют человек, знакомый с топ-менеджерами «АвтоВАЗа», и топ-менеджер одной из компаний – поставщиков «АвтоВАЗа». По их мнению, основная причина предполагаемого повышения – необходимость увеличения доходов компании, чистый убыток которой в 2015 г. по МСФО утроился и достиг почти 74 млрд руб. На этом фоне в компании сменился президент: место шведа Бу Андерссона занял француз Николя Мор, возглавлявший Renault в Румынии. А основные акционеры – альянс Renault-Nissan и «Ростех» – пообещали провести докапитализацию «АвтоВАЗа». Параметры финансовой помощи будут понятны в мае, сказал во вторник гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
По итогам января – марта 2016 г. продажи Lada в России снизились на 17% при аналогичном сокращении всего рынка легковых и легких коммерческих автомобилей, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Если сравнивать март с февралем, рост составил 17%, а продажи Vesta, например, выросли в 1,5 раза – эта модель стала второй по популярности среди автомобилей Lada и вошла в топ-5 самых продаваемых машин на российском рынке. Группа «АвтоВАЗ» наращивает производство новинки: в последний месяц в среднем выпускалось по 250 Vesta в день, а в понедельник было произведено уже 290, приводит данные один из поставщиков «АвтоВАЗа». Но этого все равно недостаточно: дилерам не хватает максимальных комплектаций Vesta и всех – Xray, рассказывают двое из них.
С момента старта продаж новинок прошло немного времени (Vesta продается с 24 ноября 2015 г., Xray – с 14 февраля 2016 г.), но, подняв в мае на них цены, «АвтоВАЗ» не будет оригинален, комментирует главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. Такой же подход – создание ажиотажа на первом этапе, а затем при сохранении дефицита повышение цен для увеличения доходности – был и при выводе на российский рынок Solaris и Kia, вспоминает он. С другой стороны, Vesta и Xray – самые дорогие автомобили в модельном ряду Lada и непонятно, как клиенты на это отреагируют. Интерес может как упасть, так и сохраниться, продолжает Баранов. Пока же провал продаж по другим моделям Lada демонстрирует смещение вазовской аудитории в сторону новинок, прежде всего Vesta, указывает он. Один из дилеров считает, что повышение цен в мае не скажется на спросе на Xray, а вот интерес к Vesta может убавиться, если подорожают все комплектации, а не только дефицитные.