«АвтоВАЗ» сократил рабочую неделю
Спрос на «старые» Lada падает из-за затянувшегося кризиса и удорожания машинДве автосборочные линии «АвтоВАЗа», где производятся Lada Priora, пятидверная версия Lada 4x4, Lada Granta, Lada Kalina и две модели Datsun, в течение апреля будут работать по скорректированному графику, рассказал представитель предприятия. Машины будут выпускаться в среднем три дня в неделю, уточняет человек, близкий к компании. Такая же информация у ТАСС и «Интерфакса». Еще две сборочные линии «АвтоВАЗа» (где производятся автомобили Lada и Renault на платформе B0, а также трехдверная Lada 4x4) продолжают работать четыре дня в неделю, говорит представитель. Режим неполного рабочего времени введен на «АвтоВАЗе» с 15 февраля до 15 августа из-за снижения спроса в России и необходимости оптимизации расходов завода, чистый убыток которого по МСФО в 2015 г. достиг почти 74 млрд руб.
По словам представителя «АвтоВАЗа», простоев, снижения зарплаты из-за изменения графика в апреле не будет – сотрудников задействуют на других работах. Принудительные сокращения и новые программы увольнения по соглашению сторон (как в предыдущие два года) не планируются, добавляет он.
Решение о корректировке производства связано с заказами дилеров, говорит представитель «АвтоВАЗа». В январе – феврале российские продажи Granta упали на 25%, Priora – на 38%, Kalina – на 44%, по данным АЕБ. Общие продажи Lada в России сократились на 16%, рынок легковых и легких коммерческих автомобилей – на 21%. Вазовскую Granta, которая раньше была лидером среди легковых автомобилей в России, теснят Solaris Hyundai и Kia Rio, выпускаемые в Санкт-Петербурге, – в феврале Granta стала третьей по продажам. Сказывается постепенное удорожание Lada, считает один из дилеров «АвтоВАЗа»: с 15 февраля цены в среднем выросли на 4,5% (кроме Vesta и Priora). Кризис затянулся и людей, готовых купить новые машины, даже бюджетные Lada, стало очень мало, объясняет другой дилер «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» не хочет работать на склад, констатирует он. Новые Lada Vesta и Lada Xray в дефиците, но их пока производится очень мало, говорят собеседники. С 2012 по 2015 г. производство Lada в Тольятти и Ижевске сократилось почти вдвое (см. график), рынок – в 1,8 раза. План на этот год представитель не раскрыл. По прогнозу АЕБ, рынок упадет в 2016 г. примерно на 5%.
Представитель Nissan не стал комментировать текущие заказы для «АвтоВАЗа» по выпуску Datsun, напомнив, что в 2015 г. выпуск автомобилей этой марки в Тольятти вырос на 38% до 28 700 шт. Завод Nissan в Санкт-Петербурге с 1 марта 2016 г. работает пять дней в одну смену, но было сокращено не 500 человек, а 400 благодаря ускорению конвейера. Московский завод Renault работает по гибкому графику, «чтобы соответствовать спросу на рынке», говорит представитель компании. В этом году производство увеличится за счет новой модели – кроссовера Renault Kaptur, добавляет.
Петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус», по словам представителя, работает пять дней в неделю в три смены. В 2015 г. он выпустил 229 500 автомобилей, план на этот год – 200 000 шт. «Готовимся к запуску производства Hyundai Creta, уже начали тестовое производство в марте», – добавил собеседник.
Автозавод Ford Sollers в Санкт-Петербурге работает четыре дня в неделю, предприятия в Татарстане – пять дней, говорит представитель СП. «Не видим пока причин для введения дополнительных простоев. Однако ситуация на автомобильном рынке остается крайне тяжелой», – замечает он.
«У нас производство работает в обычном режиме: без простоев и сокращений смен – работаем в две смены, пять дней в неделю и в Калуге, и в Нижнем», – рассказывает представитель Volkswagen Group Rus. В 2015 г. на собственном заводе в Калуге было выпущено 97 000 автомобилей, на мощностях ГАЗа – 38 000 шт., приводит он данные. План на 2016 г. не раскрывается.
На другом калужском заводе – «ПСМА рус» (совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) с 1 февраля действует режим неполного рабочего времени, введенный на полгода: машины выпускаются четыре дня в неделю, напоминает представитель. Изменение графика не планируется, говорит он.
Возможность перехода в режим неполного рабочего времени рассматривает и Ульяновский автозавод (принадлежит «Соллерсу»). Решение будет принято перед летом, говорит представитель предприятия. По его словам, оно «будет зависеть от того, сможем ли мы собрать необходимое количество заказов для загрузки производственных мощностей УАЗа в летне-осенний период».