Разделить управление «АвтоВАЗом» с Николя Мором может Сергей Скворцов из «Ростеха»
Решение еще не принято – изменение структуры управления акционеры утвердят в июнеЗаместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов может курировать на «АвтоВАЗе» социальные вопросы и заниматься взаимодействием предприятия с госорганами, сообщил РБК и подтвердил источник "Ведомостей", близкий к акционерам. Такая же информация у Forbes. Представители альянса Renault-Nissan (ему принадлежит контрольный пакет «АвтоВАЗа») и «Ростеха» (у него блокпакет) этого не комментируют.
Скворцов – основная кандидатура, но окончательное решение будет принято в июне на собрании акционеров «АвтоВАЗа», говорит собеседник "Ведомостей". Скворцов в свое время участвовал в раскольцовке системы собственности «АвтоВАЗа» (с июня 2006 г. с помощью «Ростеха» «Тройка диалог», где ранее работал Скворцов, раскольцевала и консолидировала у себя более 75% акций «АвтоВАЗа») и поиске индустриального стратегического партнера для предприятия, которым в итоге стала Renault. «У этой компании была внятная стратегия экспансии на российский рынок, вера в него, в то, что он недооценен», – рассказывал Скворцов в интервью «Ведомостям»» в 2013 г. В 2014 г. завершилась сделка по получению альянсом Renault-Nissan контроля над «АвтоВАЗом»: на выкуп пакета Troika и части доли «Ростеха» было потрачено 23 млрд руб. (эквивалентно $742 млн).
О том, что на «АвтоВАЗе» в 2016 г. поменяется не только президент (с 4 апреля шведа Бу Андерссона сменит француз Николя Мор), но и система управления, стало известно «Ведомостям» в начале марта. Должна появиться новая должность (например, на уровне совета директоров) для кураторства социальной сферы и вопросов взаимодействия с госорганами, кандидата предложит «Ростех», рассказывал источник, близкий к акционерам. Эта идея появилась после того, как гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов осенью 2015 г. раскритиковал методы Андерссона по оптимизации численности завода. Чемезову не понравилось, что вазовским работникам хоть и предлагали уволиться по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат, но не помогали с трудоустройством.
Логично, что социальные вопросы на «АвтоВАЗе» будет курировать представитель акционера, который активно их же поднимал, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Причем, возможно, разделение управленческих функций будет временной конструкцией – на тот период, пока не начнется рост рынка (это может произойти не ранее 2017 г.) и, соответственно, пока будет сохраняться актуальность социальных вопросов, считает эксперт. Проблемы во взаимодействии с новым президентом у представителя «Ростеха» вряд ли возникнут – Мор будет концентрироваться на операционной деятельности компании, добавляет Беспалов.
Для помощи «АвтоВАЗу», который в 2015 г. получил почти 74 млрд руб. чистого убытка, акционеры обещают провести докапитализацию. Основная цель – покрытие дефицита, что позволит ВЭБу продолжить финансирование инвестпрограммы завода, пояснял «Ведомостям» Скворцов: «Меры, которые будут приняты, позволят сократить дефицит денежных средств на 2–3 года». Как предполагается, «Ростех» конвертирует в акции часть 51-миллиардного долга, необходимую для сохранения доли в «АвтоВАЗе» на уровне 25%. Параметров докапитализации представители Renault-Nissan и «Ростеха» не раскрывают.