Specialized Fatboy Expert: еще одна степень свободы
Изучаем поведение фэтбайка на снегу и испытываем его и свои возможностиИдея взять на зимний тест фэтбайки – внедорожные велосипеды на широких шинах – пришла нам в голову еще летом, когда у нас оказался первый фэт. Но зима подкачала. «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе. / Зимы ждала, ждала природа. / Снег выпал только в январе». Как и у Пушкина, устойчивый снежный покров в Москве сформировался только к середине января. А договориться с дилерами и взять велосипеды на тест мы и вовсе смогли только в марте. Впрочем, снег в парках и лесах еще лежал.
Первым на тесте у нас оказался Specialized Fatboy Expert 2015 г. на 17,5-дюймовой раме и колесах 4,6".
Сергей Смирнов
Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surly Ogre, самосборе на раме «Старт-Шоссе», самосборе Specialized Globe Vienna
Еще одна степень свободы
Всесезонный вездеход – вот что такое фэтбайк.
На нем, оказывается, можно так же устойчиво – и главное, с удовольствием - ехать по следу снегохода, как по сухому песку. «Обычный» велосипед, с шинами вдвое уже тракторных 4,6 дюймов, по такому грунту обычно ведешь, а часто несешь. Даже на голом бугристом льду присутствует кое-какое сцепление - то есть, конечно, поворачивать нужно очень осторожно, но велосипед можно отловить. Даже когда снег стает, я знаю, на этом фэте будет не страшно съехать с асфальта в холодную вязкую грязь.
Все это к тому, что для владельца фэтбайка поводом не поехать на велосипеде может быть только собственное нежелание. И пожалуй, я хотел бы такой второй велосипед.
Specialized FatBoy мне кажется близким к оптимуму для этого класса машин. Алюминиевая рама, жесткая углепластиковая вилка дают легкий послушный «скелет», фирменные шины Ground Control Fat прекрасно ведут себя на снегу, хорошо катятся и управляются и в грязи, и на асфальте. И даже брызгаются гораздо меньше, чем могли бы. В общем-то перечисленное - это главное, и этого уже достаточно, чтобы получать fun.
В остальном: задний треугольник рамы ощутимо растянут (это плата за толстые даже для фэта шины и адекватные грязевые зазоры), поэтому у нее крутой (70,5) угол рулевой колонки. Байк при этом вполне стабилен, но в тесных поворотах со скольжением и на спусках его нужно будет контролировать плотнее. Переключатели передач – типа Grip Shift, считается, что они лучше походят для зимы и толстых перчаток. Я предпочитаю курковые манетки, но и к этим никаких претензий нет. Трансмиссия работает как надлежит, задний переключатель с Roller Bearing Clutch заметно стабилизирует цепь. Наконец, есть вменяемые крепления для багажника.
Что не понравилось? Пожалуй, алюминиевый руль низковат и грубоват, сюда бы углепластик с выраженным подъемом. Оборотная сторона больших шин – неприятная склонность к резонансным колебаниям (галопированию) при педалировании, но с этим вряд ли что-то можно сделать.
«Песчаные дороги Мещеры проходимы на велосипеде осенью после заморозков или весной после схода снежного покрова». С распространением фэтбайков эти слова перестали быть правдой.
Александр Губский
Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R
Снег и дюны
Тестируя прошлым летом в Битцевском лесу Specialized Fatboy Pro, я недоумевал: зачем фэтбайку амортизационная вилка – он и без того не должен замечать препятствий – и мечтал попробовать Fatboy с жесткой вилкой. Именно такой велосипед оказался у нас на тесте в марте. И уже на первом обледеневшем снежном бруствере в том же Битцевском лесу (к такому жесткому удару я не был готов) подумал: возможно, и фэтбайку амортизационная вилка не лишняя.
Денек для теста мне выдался экстремальный даже для фэтбайка: за день до него было +7С, снег начал интенсивно таять, но за ночь сильно подморозило и расчищенные дорожки в лесу превратились в настоящий каток, а заснеженные тропинки – в заледеневшую стиральную доску. Я было попробовал съехать в знакомый овраг, но быстро понял, что на ребристом ледяном желобе не способен контролировать велосипед даже на широченных внедорожных шинах. Поэтому быстро вернулся к привычному «горизонтальному» маршруту: еще неделю назад я прокладывал тут лыжню, а теперь неспешно пробирался по заледеневшей тропинке среди деревьев. Но выехав на открытое пространство – знаменитую битцевскую Лысую гору (фанаты этого места утверждают, что именно про него писал Булгаков в «Мастере и Маргарите»), я понял, что нашел идеальное место для зимнего теста фэтбайка. За ночь подтаявший снег сковало снежным панцирем: пешие люди проваливались сквозь снежный наст, а фэтбайк уверенно двигался по нему, почти не оставляя следов. Я с восторгом носился по залитой солнцем поляне, от края леса до края, вдоль и поперек, вызывая зависть и удивление у немногочисленных бегунов и собачников, двигавшихся по протоптанным дорожкам. Да я и сам себе завидовал: никогда – ни летом на Focus, ни зимой на беговых лыжах – я не мог отважиться пересечь эту поляну по целине, а на Fatboy делал это без опаски и усилий. Шифтерные переключатели Sram, которыми был оборудован Fatboy, в условиях данного теста показались мне даже удобнее курковых: на бездорожье ты всегда крепко держишь руль, и переключатели всегда под рукой – не разжимая кистей ты моментально можешь корректировать передачу в зависимости от изменившегося рельефа.
Покинув Лысую гору, я углубился в лес, а затем смело выехал на другую поляну – гораздо более волнистую и поросшую бурьяном. Это было опрометчивое решение: солнышко уже подтопило наст, и, пытаясь взобраться на очередной холмик, я потерял скорость и провалился. На подтаявшем насте, как и на барханах, нужно держать стабильную скорость, чтобы не увязнуть, но сначала надо было эту скорость еще вновь набрать, а мои ноги и колеса Fatboy проваливались вновь и вновь. Наконец, найдя небольшой уклон и еще подспустив колеса, я все-таки смог тронуться и выбраться на надежное покрытие.
За 10 км зимнего велосипедного теста я вымотался, как за 25 км летнего. А средняя и максимальная скорость на Fatboy у меня оказалась такой же, какую я развиваю в Битце на лыжах: 8 и 17 км/ч.
Виктория Сункина
Редактор спецпроектов vedomosti.ru
Рост 160 см
Ездит на велосипеде Author Simplex
Коммуникабельный байк с «разговорчивыми» колесами
Фэтбайк идеален для снега. И несмотря на то что мне удалось испытать лишь часть его возможностей, заряд бодрости на весь день и отличное настроение были обеспечены. Для теста мне выдалось морозное утро, а это значит - плотный снег и лед. Решив не рисковать, немного ослабила давление в шинах. Но чего я никак не ожидала, так это того, что не буду проваливаться в снег совсем. В Тимирязевском лесопарке есть где развернуться - много укатанных лыжниками и бегунами дорожек, но можно найти тропинки поуже или попробовать проложить свою. Я выбрала последний вариант и тут же оценила удобство шифтерных переключателей, выкрутив ручку почти до предела, чтобы как можно скорее сбросить скорость, выезжая на целину. Через метров пятьсот меня накрыла вторая волна удивления: я не думала, что движение по «некатаному» снегу потребует столько физических усилий - я ведь считала себя подготовленной. Жесткая углепластиковая вилка оправдала мои надежды - Fatboy слушался беспрекословно, и очевидно, что маневрировать через кочки и между деревьями с тяжелой амортизационной вилкой мне было бы гораздо сложнее. Правда, мой приятель, который регулярно катается в буксировке со своей собакой на обычном МТБ, маневренность велосипеда не оценил - по его мнению, широченные колеса, низковатый руль будут только мешать езде вместе с собакой. И несмотря на устойчивость и проходимость фэтов, для буксировки его лучше не использовать.
Катить байк по утрамбованному снегу - одно удовольствие. Осмелев, я перестала гасить скорость и на льду, правда аккуратничала в поворотах. Еще одна ярко выраженная особенность фэта - громкие колеса. Так что если вам захочется послушать звуки леса - забудьте: для этого лучше остановиться и перевести дух. Слышать колеса вы перестанете только на очень мягком «пухляке».
Что мне осталось непонятным, так это французский ниппель Presto на покрышке в 4,6 дюйма. Давление в шинах нужно постоянно контролировать - на мой взгляд, это гораздо проще делать в разных условиях с обычным автомобильным ниппелем. Еще один зимний вызов: не уронить маленький колпачок ниппеля в снег подмерзшими руками.
Да, и еще важная черта фэта с гулкими «разговорчивыми» шинами: этот байк очень располагает к коммуникации. Будьте готовы ответить на множество вопросов от «а зачем такие большие колеса?» до «за сколько продашь?» и всегда быть в центре внимания. А на месте производителя я бы подумала над бюджетным простеньким вариантом фэта - работяги в спецовках так и норовили прицениться к байку все три дня моих поездок.
Адам Адамов
Руководитель IT-отдела
Рост 169 см
Ездит на кросс-кантрийном самосборе на раме Atom
Fatboy и весна
Давно хотел опробовать Fatboy на снегу, да никак не удавалось. И лишь на излете зимы смог выбраться и попытаться оценить поведение на снегу.
Где же еще тестировать, кроме как не в парке, благо расположен он недалеко. Подкачав на время пути до парка колеса до «асфальтовых» 1,2 атм, двинулся на поиски глубокого снега. Увы, парк встретил меня дорожками в виде ледового катка, снегом с жестким настом, изрытым следами лыж, ног, лап. Сбросил давление в шинах - по снегу так легче и приятнее кататься.
Колеса хорошо держат на голом льду и даже умудряются тормозить, не проскальзывая, но в поворотах уплывают моментально. Сюда бы шины с более агрессивным протектором, а лучше шипованные. Катание вне дорожек не порадовало – наличие твердого наста не дало возможности полноценно оценить зимнее поведение байка. Жаль, что не успел опробовать на нормальном снегу. Подумалось, кстати, пока катался – забавно было бы сходить - точнее, скататься - с лыжниками. Подозреваю, что проехал бы там, где они прошли, не сильно уступая в скорости. Небольшой вес байка в сочетании с такой проходимостью вполне позволили бы осуществить такую поездку.
Переключение скоростей осуществляется грипшифтами, что оправдано для такого байка – можно переключиться сразу на несколько скоростей в любую сторону. Правда, не очень удобно – приходится сдвигать руку, крутить, возвращать руку обратно. Все-таки триггеры в этом отношении приятнее. Комфортная рама, переднее колесо достаточно легко «забрасывается» на препятствия.
Удивил громкий, неприятный скрип мокрых тормозов. Похоже, подобран неудачный материал колодок.
Выбравшись из парка, подкачав колеса, покатил на работу. Попытка проехать по кратчайшему пути вдоль насыпи железной дороги не удалась. На первой же грязевой жиже широкие шины зачерпнули грязь и щедро выплеснули ее мне на джинсы, несмотря на то что скорость движения была очень низкой. Представив, в каком виде выеду на сухой асфальт после этого отрезка пути, решил дальше не лезть. Да и лень было сбрасывать давление в шинах и потом опять подкачивать.
Ему бы систему регулировки давления в шинах, да, к сожалению, компактного и удобного подобного устройства еще нет.
Рама | Specialized M4 Premium, алюминиевая, баттинг труб, полированные швы, конический стакан, крепления post-mount, ширина дропаутов 190 мм, сменный петух |
---|---|
Вилка | Specialized FACT, карбоновая, монокок, конический шток, ширина дропаутов 135 мм |
Система | Custom e.thirteen, TRS+, PF30, ось 100 мм, 104/64mm BCD, Praxis, алюминиевые звезды 36/22 |
Каретка | e.thirteen |
Педали | Specialized Bennies, 6061 алюминиевый корпус, картриджные подшипники, 4.5 мм сменные шипы |
Передний переключатель | SRAM X7, 2x10, low direct mount |
Задний переключатель | SRAM X0 Type 2, 10 скоростей, средняя лапка |
Манетки | SRAM S-Series, грипшифт, 10 скоростей |
Кассета | Sunrace, 10 скоростей, 11-36 |
Цепь | KMC X10L, 10 скоростей, замок Missing Link |
Обода | Specialized Fatboy SL, алюминиевые, под дисковый тормоз, одностенные, ширина 90 мм, без внутреннего загиба, 32h |
Покрышки | Specialized Ground Control Fat, 120TPI, кевларовый корд, 26x4.6"" |
Передняя втулка | Specialized MTB Hi Lo disc, алюминиевая, закрытые подшипники, ширина 135 мм, QR, 32h |
Задняя втулка | Specialized |
Спицы | Нержавеющая сталь 2.0/1.8/2.0 мм |
Тормоза | Shimano Deore BR-M506, дисковые гидравлические |
Тормозные ручки | Shimano Deore BL-M506 |
Руль | Specialized, низкий подъем, алюминий 6061, двойной баттинг, 9 градусов изгиб на себя, 5 градусов изгиб вверх, подъем 15 мм, 31.8 мм |
Вынос руля | Specialized, 3D кованый алюминий, 4-болтовый, подъем 6 градусов, анти-коррозийный крепеж |
Грипсы | SRAM, S-Series, грипшифт, 92 мм |
Рулевая колонка | 1-1/8" верх, 1-1/2"" низ, Campy style, интегрированные картриджные подшипники, рулевое кольцо с прорезью, 3.8 мм конусная проставка" |
Седло | Body Geometry mountain, полые Cr-Mo рельсы, ширина 143 мм |
Подседельный штырь | Алюминиевый, 2-болтовый, смещение 12.5 мм, 30.9 мм, анти-коррозийный крепеж |
Стоимость аналогичной модели 2016 г. | 207 260 рублей |