Бу Андерссон уходит с поста президента «АвтоВАЗа» по собственному желанию

Топ-менеджер решил покинуть Россию, он уже нашел работу в крупной частной компании
Бу Андерссон не смог разогнать «АвтоВАЗ» до положительных финансовых результатов
Бу Андерссон не смог разогнать «АвтоВАЗ» до положительных финансовых результатов / Максим Туманов / ТАСС

Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон написал заявление об увольнении, не дожидаясь совета директоров 15 марта, на котором планируется решить вопрос о его отставке и назначить нового руководителя предприятия. Об этом Андерссон рассказал в четверг сотрудникам «АвтоВАЗа» на встрече, посвященной выполнению коллективного договора, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к «АвтоВАЗу», и человек, близкий к акционерам компании. По их словам, Андерссон рассказал, что по согласованию с акционерами проработает на заводе до 7 апреля, передавая дела преемнику. Затем он собирается покинуть Россию: будет работать в другой стране, в крупной частной компании, уточняет один из собеседников. Андерссон не будет работать в альянсе Renault-Nissan, сообщил «Ведомостям» представитель альянса.

Условия ухода Андерссона представитель альянса не стал раскрывать. Представитель «Ростеха» на вопросы не ответил. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.

Достижения Андерссона

Основные достижения Андерссона на посту президента «АвтоВАЗа» – это запуск серийного производства новинок (прежде всего Lada Vesta и Lada Xray) и оптимизация штата (в 2014 г. сократился на 20%, в 2015 г. – на 15% до 44 000 человек. – «Ведомости»), говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу»: «Методы, конечно, могут быть разными, но заводу в принципе нужно было снизить численность». Вместе с тем Андерссон не сумел наладить эффективную работу команды, «не понял русский менталитет» и настроил многих против себя, считает он.

Имя будущего президента по-прежнему не раскрывается – акционеры обещают назвать его 15 марта. Повестки совета еще нет, сказал в пятницу человек, близкий к «АвтоВАЗу». Источники «Ведомостей» ранее говорили, что в списке наиболее вероятных кандидатур – управляющий директор группы Renault в Румынии, президент и гендиректор Dacia француз Николя Мор. Летом председателем совета директоров предприятия может быть избран кандидат от «Ростеха» (сейчас совет возглавляет президент Renault и Nissan Карлос Гон), который будет взаимодействовать с властями и курировать социальные вопросы, говорил человек, близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа».

Совет директоров или акционеры могут без объяснения причин прекратить контракт с топ-менеджером, условия расторжения (например, компенсация) прописаны в контракте, комментирует руководитель отдела корпоративной практики компании Sameta Ольга Сницерова. Но поскольку Андерссон сам написал заявление, то маловероятно, что ему будет выплачена компенсация, считает она. Если он не выполнил KPI, то юридически не важно, по чьей инициативе расторгается контракт с топ-менеджером, а вот с точки зрения репутационных рисков это имеет смысл, подчеркивает Сницерова. Необходимость передачи дел преемнику – сложившаяся деловая практика, добавляет эксперт: «Это нужно и самому Андерссону, чтобы обезопасить себя в дальнейшем. Например, избежать обвинений в том, что какие-либо документы были утеряны».

«АвтоВАЗ»

Автомобильный концерн
Основной акционер – Alliance Rostec Auto (владеет 74,51% акций, СП на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, 32,87% – «Ростеху»).
Капитализация – 18,2 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 176,5 млрд руб.
Чистый убыток – 74 млрд руб.

Андерссон работает президентом «АвтоВАЗа» с начала 2014 г., с ним заключен трехлетний контракт. Главным поводом для недовольства Андерссоном стали плохие финансовые результаты концерна. Чистый убыток «АвтоВАЗа» в 2015 г. увеличился втрое, у компании отрицательный денежный поток, и она констатировала, что нуждается в докапитализации. Осенью 2015 г. гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов раскритиковал Андерссона за методы увольнения людей на предприятиях, а в недавнем интервью The Wall Street Journal – за предпочтение иностранных поставщиков в ущерб российским. Из-за этого выросла себестоимость машин, а по некоторым новинкам она превысила отпускные цены, говорит человек, близкий к акционерам «АвтоВАЗа».

Андерссон реализовывал в России сложные проекты, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2009 г., когда Андерссон стал президентом группы ГАЗ, у компании чистый убыток по МСФО был 10,2 млрд руб., в 2010 г. она получила 1,8 млрд руб. чистой прибыли, в 2011 г. – 8,2 млрд руб. Андерссон провел оптимизацию расходов ГАЗа, плюс помог разворот рынка – он начал расти, говорит Беспалов. Сделать прибыльным «АвтоВАЗ» не удалось: рынок постоянно сокращался – упала загрузка мощностей; обрушился курс рубля, из-за чего резко возросла стоимость комплектующих, поясняет эксперт.