«Рольф» начал продажу машин с пробегом на онлайн-аукционах
Пока компания продает авто только оптом, но к апрелю обещает сделать сервис доступным для частных лицПо данным PwC и «Avito авто», рынок автомобилей с пробегом по итогам 2015 г. в денежном выражении впервые обогнал рынок новых (на 300 млрд руб.), составив 1,8 трлн руб. У рынка огромный потенциал: доля серых продаж остается более 90%, но барьеры на вход очень высоки – при невысокой марже для рентабельной модели нужны сотни тысяч машин в год, утверждает Гуринович. Как правило, комиссия, которую берут специализированные сервисы, – 5–6%. Комиссия в 5% соответствует средней комиссии, взимаемой CarPrice. У Automart итоговая маржа – 1–3%, говорит Ахмедов.
В прошлом году в России было продано 1,6 млн новых автомобилей и 4,9 млн машин с пробегом. По оценке «Автостата», в 2015 г. рынок подержанных авто сократился на 19,7%, а продажи новых автомобилей, по данным АЕБ, упали на 35,7%.
«Авторитейл ждут глобальные тектонические сдвиги, – заявила в интервью «Ведомостям» гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. – Трейд-ин из дополнительного средства для повышения продаж новых машин переформатируется в отдельный и очень важный бизнес по продаже автомобилей с пробегом». По ее словам, стратегическая цель «Рольфа» – продавать две подержанные машины на одну новую; сейчас на трейд-ин с приобретением нового автомобиля приходится 40% продаж дилера, с приобретением другого подержанного – только 10%.
По словам топ-менеджера компании по продаже подержанных машин, эта схема совмещает в себе комиссионные продажи дилеров, которые выставляют автомобили в своих шоурумах по цене владельцев, и проекты онлайн-аукционов.
По данным «Автобизнес ревю», в первом полугодии 2015 г. через дилеров было продано 8% автомобилей с пробегом, лидером был «Рольф» – 9987 машин. «Рольф» начал бизнес по продаже б/у машин под брендом BlueFish в 2008 г., с этого времени выкуплено и продано более 100 000 автомобилей, сейчас в базе более 1500 подержанных автомобилей в Москве и Петербурге, говорится на сайте molotok.bluefish.ru.
В России по аналогичной схеме работают, в частности, CarPrice (совладелец – основатель KupiVIP Оскар Хартманн), Automart (в группе CarOperator Оскара Ахмедова), где продавцы автомобилей – частные лица, а покупатели – дилеры. После проведения техосмотра в своих центрах (у CarPrice есть возможность предварительно дистанционно оценить автомобиль) онлайн-торговцы выставляют машину на аукцион. У CarPrice он длится полчаса, и продавец в этот же день получает деньги за автомобиль по верхней из представленных цен, если цена его устроила. У Automart заявки собираются не менее суток, а в течение трех дней продавец определяется, устраивает ли его цена.
Сейчас на рынке независимые сервисы либо лизинговые компании, которые продают свои автопарки корпоративным клиентам, говорит председатель совета директоров CarOperator Оскар Ахмедов. У «Рольфа» большая клиентская база, напоминает он. «Рольф» – важный отраслевой игрок, но де-факто имеет два региона присутствия и не в состоянии использовать разницу в ценах между удаленными регионами и Москвой, считает гендиректор CarPrice Эдуард Гуринович.
В начале работы дилерской базы иногда не хватало, чтобы предложить конкурентную цену, тогда CarPrice выкупала автомобиль на себя, говорит представитель CarPrice. Несмотря на большую базу партнеров «Рольфа», более 50% покупателей – небольшие дилеры-посредники.