Экспорт Lada в 2015 году упадет примерно на 40%

Основная причина – сокращение спроса в Казахстане, на основном экспортном рынке «АвтоВАЗа»
Прогноз президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона не оправдался – компания не смогла увеличить экспорт Lada в 2015 г./ Oswaldo Rivas/ REUTERS

По итогам 2015 г. экспорт автомобилей Lada составит около 30 000 шт., рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «АвтоВАЗу». Это на 42% меньше, чем было поставлено за рубеж в 2014 г. (была отгружена 51 791 шт.), следует из годового отчета компании. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

В начале 2015 г. «АвтоВАЗ» надеялся удвоить экспорт, в сентябре президент компании Бу Андерссон сказал: «Я по-прежнему думаю, что у нас будет рост экспорта [по итогам 2015 г.], но он не будет удвоен» (цитата по «Интерфаксу»). Впрочем, источники «Ведомостей» уже тогда допускали сокращение экспорта.

В квартальных отчетах «АвтоВАЗ» данные по общему экспорту не раскрывает. По оценке «АСМ-холдинга», в январе – октябре 2015 г. (более актуальных данных нет) экспорт «АвтоВАЗа» упал на 43,7% до 22 657 шт.

России нужно меньше машин

По итогам 11 месяцев 2015 г. продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 34,5%, по оценке Ассоциации европейского бизнеса. Производство легковых автомобилей за этот период сократилось на 23,6%, по данным Росстата.

Главная причина снижения экспорта – падение продаж дилеров в Казахстане (основной экспортный рынок «АвтоВАЗа» с долей 70–80%), в том числе из-за того, что жители страны ехали за машинами в Россию из-за низкого курса рубля, объясняют источники «Ведомостей». За 10 месяцев продажи Lada в Казахстане, как и в целом рынок, сократились примерно на 40%, следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Снижается экспорт и у некоторых других российских автозаводов. К примеру, завод Hyundai Motor Manufacturing Rus (выпускает в Санкт-Петербурге автомобили Hyundai и Kia) планирует экспортировать в 2015 г. около 18 000 шт., в 2014 г. было отправлено на зарубежные рынки 25 700 машин, говорил в сентябре представитель предприятия. Актуальные цифры он в четверг не раскрыл, но пояснил, что экспорт снизится и главная причина этого – сокращение официального рынка в Казахстане, на который приходится больше половины экспорта завода. По его словам, в 2016 г. увеличения зарубежных поставок не планируется.

Доля экспорта в общих продажах Ульяновского автозавода (принадлежит «Соллерсу») по итогам 11 месяцев составила 10%, годом ранее – 12%, сказал лишь представитель завода. Для сравнения: продажи «УАЗов» в России за этот период остались на уровне аналогичного периода 2014 г. Прогноз по экспорту в следующем году представитель УАЗа не раскрыл.

«Камаз» в 2015 г. отправит на экспорт около 6500 машин и машинокомплектов (в 2014 г. – почти 6100 шт.), план на 2016 г. – 7000 шт., сообщала компания. Сильно упал спрос в Казахстане и на Украине, но удержать экспорт на уровне 2014 г. позволяют поставки в страны дальнего зарубежья, комментирует представитель завода. В следующем году ситуация в Казахстане скорее всего стабилизируется плюс завод продолжит расширять поставки в страны дальнего зарубежья, добавляет он.

«АвтоВАЗ»

Автопроизводитель
Oновной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% уставного капитала; в этом СП 50% минус 1 акция – у Renault, 32,87% – у госкорпорации «Ростех», 17,13% – у Nissan International Holding). Капитализация – 18,84 млрд руб.
Выручка (МФСО, 9 месяцев 2015 г.) – 131,2 млрд руб.,
Чистый убыток – 15,8 млрд руб.
Производит автомобили Lada, занимается контрактной сборкой автомобилей Nissan, Datsun, Renault.

«АвтоВАЗ» в 2016 г. рассчитывает все же увеличить экспорт – за счет новых рынков (к примеру, планируется усилить присутствие в Европе) и моделей (в сентябре началось производство Lada Vesta, в декабре – Lada Xray), говорит один из собеседников «Ведомостей». Кроме того, компания, как и другие автопроизводители, рассчитывает на расширение господдержки экспорта автомобилей, обещаемой чиновниками, подчеркивает он. Решений пока нет, но основные обсуждаемые меры – это компенсация части расходов на транспортировку автомобилей и машинокомплектов до границы и затрат на адаптацию моделей для зарубежных рынков с последующей сертификацией. В обоих случаях автопроизводители просят выделить минимум по 1 млрд руб., рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автоконцернов. К примеру, расходы на сертификацию одной модели для продаж в Европе – около 1 млн евро, указывает один из собеседников. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Девальвация рубля открывала возможности для развития экспорта, поэтому ожидалось, что зарубежные поставки «АвтоВАЗа» вырастут, удивляется аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Видимо, предприятие не смогло быстро найти дилеров на новых рынках среди стран дальнего зарубежья, сертифицировать модели, отстроить логистику, рассуждает он. Андерссон ранее говорил, что «АвтоВАЗ» меняет в ряде стран партнеров. В 2016 г. экспорт Lada скорее всего вырастет, но больше – из-за эффекта низкой базы, думает Рожков. В дальнейшем заводу помогут новинки (компания заявляла, что в первый год продаж Vesta и Xray акцент будет делаться на российский рынок) и поддержка со стороны альянса Renault-Nissan, контролирующего российского автопроизводителя, считает он.