Renault и Nissan не будут проводить слияние в ближайшее время

Пока они договорились о более тесном сотрудничестве и достигли компромисса с правительством Франции
Однажды [слияние] может стать очень разумным шагом, но, безусловно, не сегодня, – заявил 15 декабря гендиректор альянса Renault-Nissan Карлос Гон
Однажды [слияние] может стать очень разумным шагом, но, безусловно, не сегодня, – заявил 15 декабря гендиректор альянса Renault-Nissan Карлос Гон / С. Портер / Ведомости

Однажды [слияние] может стать очень разумным шагом, но, безусловно, не сегодня, – заявил в Японии во вторник гендиректор альянса Renault-Nissan Карлос Гон. – Не думаю, что мы готовы. Да, я знаю, рынок хочет, чтобы было слияние. Но дело не только в рынке. Дело в нашей способности продолжать делать то, что мы делаем».

В пятницу компании объявили, что договорились изменить структуру собственности после восьми месяцев споров, последовавших за усилением позиции французского правительства. Оно увеличило долю в Renault до 19,7% акций и по новому закону, дающему дополнительные права долгосрочным акционерам, получило 32,8% голосов. Французская компания владеет 43% голосующих акций японской, а та – 15% обыкновенных акций Renault, но не имеет права голоса. С 1999 г., когда был заключен альянс и компании имели примерно равные продажи, ситуация сильно изменилась: сейчас Nissan продает почти вдвое больше автомобилей, чем Renault. Усиление влияния французского правительства в Renault-Nissan Alliance обеспокоило представителей японской компании.

По новому соглашению Франция согласилась ограничиться 20% голосов при решении большинства вопросов нестратегического характера: операционной деятельности и номинировании кандидатов в совет. Если руководство Nissan посчитает, что власти Франции слишком вмешиваются в работу альянса, он может приобрести еще 15% акций Renault; у них также не будет права голоса, но по японским законам о перекрестном владении акциями 43%-ная доля Renault в Nissan будет нивелирована, если доля последней во французской компании достигнет 25%.

Инвесторам это не очень понравилось: акции Renault уже в пятницу упали на 5,2%, снижение продолжилось в понедельник. «Им нужно найти структуру получше. Никто не ожидал слияния, но инвесторы хотели бы видеть более сбалансированную структуру владения», – сказал Арндт Эллингхорст, аналитик Evercore ISI.

Заявления Гона во вторник не внесли ясности: акции Renault подорожали на 3%, Nissan – снизились на 3,6%. Вместо того чтобы двигаться к слиянию, Renault и Nissan в 2016 г. объявят о новых мерах по достижению синергии в операционной деятельности, которые будут развитием предпринятых ранее усилий по интеграции закупочных, производственных, инженерных и прочих функций, сказал Гон: «Планируется объединять все, что не связано со специфическими характеристиками брендов».

WSJ, 11, 15.12.2015, Михаил Оверченко