Renault собрала команду, чтобы ослабить напряженность с правами голоса Nissan

Партнеры опасаются усиления влияния на альянс французского государства
Карлос Гон, который одновременно руководит Renault и Nissan, хочет сохранить баланс в образованном 16 лет назад альянсе
Карлос Гон, который одновременно руководит Renault и Nissan, хочет сохранить баланс в образованном 16 лет назад альянсе / Shuji Kajiyama / AP

Renault создала комитет из нескольких независимых членов совета директоров, чтобы решить проблему ухудшения отношений между своим партнером Nissan и правительством Франции. Автопроизводители пересматривают условия своего 16-летнего альянса после того, как французское государство в начале года увеличило долю в Renault, чтобы добиться удвоения своих прав голоса как долгосрочного инвестора.

Действия правительства по увеличению доли во французской компании почти до 20% для использования так называемого закона Флоранж показывают фундаментальный недостаток в альянсе между французскими и японскими автопроизводителями.

Руководители Nissan, который был близок к банкротству в 1999 г. [когда Renault получила над ним контроль], но сейчас является более крупным партнером, считают несправедливым, что Renault обладает эффективным контролем в японской компании через 43,4% акций, в то время как Nissan, владеющий 15% акций Renault, не имеет никаких прав голоса. Японцы опасаются, что, когда закон об удвоении прав голоса вступит в силу в апреле 2016 г., французское правительство получит чрезмерное влияние на решения, касающиеся альянса.

Небольшой группе независимых членов совета директоров Renault в минувшую пятницу было поручено посредничество в поиске решения, которое могло бы аннулировать действие закона Флоранж до его вступления в силу в апреле, сказали два источника, знакомых с вопросом. Такие действия, как считают некоторые, являются первым шагом к предъявлению ультиматума правительству, при том что все десять независимых членов совета директоров Renault уже поддержали компанию и осудили правительство за "дестабилизацию" альянса и применение принципа удвоения голосов. "Они должны рассмотреть возможности обойти или нейтрализовать его [закон Флоранж]", – сказал источник, близкий к Nissan.

Прошедшее в минувшую пятницу заседание совета директоров Renault показало, что японцы готовы ко все более агрессивным действиям для восстановления баланса в альянсе. Директор по конкуренции Nissan Хирото Саикава, представляющий компанию в совете директоров Renault, подтвердил решимость найти "сбалансированное и конструктивное решение". Основная цель Nissan - получить "избирательные права" и права голоса в Renault. Это может произойти, если пакет французского автопроизводителя в Nissan станет меньше 40%.

Премьер-министр Франции Манюэль Вальс заявил в прошедшие выходные, что французское государство не хочет полного слияния Renault и Nissan, прекращая таким образом спекуляции, что министр экономики Эмманюэль Макрон собирался настаивать именно на таком сценарии. "Чего я действительно хочу, это того, чтобы этот альянс продолжается", - сказал Вальс, выступая на радиостанции Europe 1. "Завтра государство может снизить свою долю, как мы уже говорили, но то, чего мы хотим, - это альянс, а не слияние".

Когда правительство повысило миноритарную долю в Renault, Макрон объяснял это временной мерой для обеспечения долгосрочным инвесторам права двойного голоса. Но из-за снижения стоимости акций обратная продажа откладывается, что вызывает опасения Renault и Nissan насчет влияния французского государства.

Перевел Геннадий Анисимов