«АвтоВАЗ» остается в убытках
Чтобы выйти в прибыль, автоконцерн разрабатывает новую антикризисную программуЧистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО за девять месяцев сократился почти на 4% до 15,86 млрд руб., выручка снизилась на 3% до 131,2 млрд руб., а себестоимость на столько же выросла – до 133 млрд руб. Это следует из отчета компании, опубликованного в пятницу. В сравнении с итогом первого полугодия чистый убыток «АвтоВАЗа» на 30 сентября вырос почти в 5 раз.
«Помимо падения рынка основными причинами убытков стали повышение закупочных цен на компоненты и неблагоприятный обменный курс рубля», – объясняется в сообщении «АвтоВАЗа». Эти же причины называет и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «АвтоВАЗ» мог увеличить расходы перед началом серийного производства Lada Vesta, выпуск которой стартовал 25 сентября, добавляет он.
Похоже, компания не сможет оправдать прогнозы аналитиков. По оценке «ВТБ капитала», по итогам 2015 г. чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО составит 12 млрд руб. (снижение в 2,1 раза). Шанс того, что компания получит 4 млрд руб. чистой прибыли в IV квартале, крайне невелик, замечает Беспалов. Это может произойти лишь в случае разовой неденежной прибыли, как, например, в первом полугодии, думает он, тогда в результате прекращения признания обязательства по векселям «АвтоВАЗ» получил прибыль 1,8 млрд руб., а от влияния курсовой разницы – еще 1,6 млрд руб.
Чтобы улучшить финансовое положение, «АвтоВАЗ» реализует антикризисную программу, которая позволила в этом году сэкономить 6 млрд руб., говорится в сообщении компании. Но это «не в состоянии полностью компенсировать влияние негативных рыночных и экономических тенденций», указано здесь же. В 2015 г. «АвтоВАЗ» собирается сэкономить 20 млрд руб., сообщал завод летом. Сейчас группа «АвтоВАЗ» готовит новые «эффективные корректирующие действия». «Они включают в себя программу по сокращению затрат на закупки, закрытие нерентабельных предприятий, сокращение постоянных затрат и затрат на рабочую силу», – перечисляется в сообщении. «АвтоВАЗ» также надеется «упрочить позиции» за счет новинок: помимо Lada Vesta это Lada Xray (производство начнется в декабре 2015 г.).
Детали новых антикризисных программ представитель «АвтоВАЗа» не раскрыл. Программа по сокращению затрат группы «АвтоВАЗ» с Минэкономразвития не обсуждалась, сказал представитель министерства. Она будет обсуждаться на совете директоров «АвтоВАЗа» 30 ноября, уточнил представитель альянса Renault-Nissan. Представители «Ростеха», Минпромторга, правительства Самарской области, мэрии Тольятти на вопросы не ответили.
Главная проблема «АвтоВАЗа» – мощности, говорит Беспалов: группа способна выпускать 1,2 млн машин в год, но мощности загружены менее чем наполовину, «в итоге постоянные расходы негативно сказываются на рентабельности». В 2016 г. рынок и продажи Lada, скорее всего, останутся на уровне 2015 г., думает он (такой же прогноз у самой компании, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу»). И чтобы выйти на безубыточность, нужно увеличивать выпуск, в том числе для альянса Renault-Nissan и экспорта, продавать активы, не позволяющие увеличивать денежный поток, а также увольнять людей, считает Беспалов. По его мнению, штат придется снизить примерно на 20%. Сейчас в группе «АвтоВАЗ», по оценке Беспалова, около 65 000 сотрудников. Потребность в трудовых ресурсах на 2016 г. будет понятна ближе к декабрю, когда утвердят план производства на следующий год, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу».
Более 80% расходов группы «АвтоВАЗ» приходится на комплектующие и персонал и именно здесь нужно сокращать издержки, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Но потенциал экономии небольшой, предупреждает он: компания и так сократила персонал (в 2014 г. – примерно на 20%. – «Ведомости») и пыталась снизить цены поставщиков, а на новые уступки они вряд ли пойдут из-за сильно упавших заказов от автозаводов. «АвтоВАЗ» при поддержке правительства хочет повысить уровень локализации комплектующих, говорит близкий к «АвтоВАЗу» источник. Снижение поставщиками доли закупаемых за рубежом компонентов и материалов позволит как минимум сдержать рост цен на комплектующие для сборки машин из-за слабого рубля, а в идеале – их снизить, объясняет он.