Российский авторынок в 2016 году может обойтись и без господдержки – Минпромторг
Автопроизводители заверяют, что без помощи рынок сократится еще на 20–30%Экономика в 2016 г. будет разогреваться, автомобильный рынок будет постепенно восстанавливаться и без господдержки, заявил во вторник министр промышленности и торговли Денис Мантуров (цитата по «Интерфаксу»), но предупредил, что это не окончательная позиция, в конце года министерство оценит, как господдержка сказалась на рынке, и примет решение на следующий год. Целесообразно вернуться к вопросу о господдержке авторынка в I квартале 2016 г., согласен представитель Минэкономразвития. Представитель Минфина «Ведомостям» не ответил.
В январе – сентябре 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с тем же периодом 2014 г. упали на треть – таковы данные Ассоциации европейского бизнеса. А по оценке «Автостата», за тот же период рынок грузовиков упал на 44,4%, легких коммерческих автомобилей – на 30,8%.
Государство в 2015 г. поддерживает рынок: программа обновления автопарка стоит 22,5 млрд руб., программы льготного автолизинга – 5 млрд, кредитования – 1,5 млрд руб.
Слова Мантурова удивили сотрудников двух крупных производителей легковых автомобилей: на встречах с чиновниками автомобилестроители объясняли, что при господдержке рынок в 2016 г. стабилизируется на уровне 2015 г., а без нее упадет еще на 20–30%.
Господдержка дала большой положительный эффект и существенно замедлила падение рынка, говорит представитель Nissan. Предугадать, когда начнется постепенное восстановление рынка, он не берется, но предупреждает, что отмена господдержки в 2016 г. может иметь негативные последствия.
«Предпосылок для оживления рынка коммерческой техники нет, – констатирует вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. – Без господдержки ситуация на рынке в первом полугодии следующего года будет еще тяжелее, чем в этом году».
Автобусы отстают
Выпуск легковых машин в России в сентябре упал по сравнению с сентябрем 2014 г. на 11,1%, по данным Росстата. Правда, падение замедлилось: в июле оно составило 36,6%, в августе – 28,3%. Выпуск грузовых машин в сентябре сократился на 4,2%, в июле было падение на 12,2%, в августе – на 30,3%. А вот в сегменте автобусов падение производства продолжает убыстряться: в июле оно составило 3,5%, в августе – 14,2%, в сентябре – 22,5%.
Продажи тяжелых грузовиков сокращаются все медленнее, сообщает представитель «Камаза»: в первом полугодии было минус 60%, за год может быть минус 40%. Это прежде всего господдержка – иначе спрос упал бы гораздо сильнее, говорит он, предсказывать спрос в 2016 г. не берется, но считает, что господдержка нужна, пока не возникнет устойчивой тенденции к восстановлению.
Рынок коммерческой техники в России растет, если ВВП растет на 4–6% в год, заметил сотрудник одного из автоконцернов, тогда можно и без господдержки. Но, по прогнозу Минэкономразвития, в 2016 г. ВВП страны вырастет на 0,7%.
Понятно, что, если рынок будет падать и в 2016 г., автопроизводителей не бросят, рассуждает другой собеседник «Ведомостей», в этом году деньги на господдержку были выделены из антикризисного фонда, но лучше, чтобы меры стимулирования были зафиксированы прямо в бюджете на 2016 г.
Текущей версией бюджета на 2016 г. (документ будет внесен в Думу 23 октября) субсидии на стимулирование спроса на авторынке не предусмотрены – кроме исполнения бюджетных обязательств, взятых в 2015 г. по госпрограмме льготного автокредитования.
В начале 2016 г., скорее всего, правительство продолжит поддерживать спрос на авторынке, а решения о продлении этих мер будут приниматься в ежеквартальном режиме, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но в любом случае господдержка не приведет к росту рынка – для этого должен восстановиться рыночный спрос, подчеркивает он.
Рост рынка может возобновиться во второй половине 2016 г., прогнозировали вице-президент «Мерседес-Бенц рус» Сорен Хезе и директор подразделения Fiat Professional в России Валентино Мунно. Беспалов допускает, что, если экономика вернется к росту, продажа машин в 2016 г. увеличится на 5–10%.