Главными героями выставки «Комтранс» в Москве стали отечественные автопроизводители
Группа ГАЗ презентовала новый бренд, а «Камаз» показал перспективную кабину-трансформерАвтосалон коммерческой техники «Комтранс-2015», традиционно прошедший в сентябре в Москве, стал отражением продолжающегося с 2013 г. кризиса на автомобильном рынке. По сравнению с предыдущим автосалоном, прошедшим два года назад, общая площадь экспозиций сократилась более чем вдвое – до 30 000 кв. м, а количество участников – в 1,3 раза примерно до 300 компаний.
Другая шведская компания – Volvo Group, которая отличилась на предыдущем «Комтрансе» представлением с воздушными гимнастами, – в этом году вела себя скромнее. Понять компанию можно – из-за сокращения рынка в России в начале года ей пришлось остановить свой автозавод в Калуге. Предприятие простояло более полугода и заработало только с 1 октября. На выставке компания представила восемь грузовых автомобилей, основными экспонатами стали Volvo FH16 с новым прочным бампером, а также магистральный тягач Volvo FH с метан-дизельной установкой, работающей в смешанном цикле потребления топлива.
Русские идут
Группа ГАЗ, разместившая на своем стенде 23 модели техники поколения Next, представила сразу семь премьер (площадь экспозиции осталась на уровне 2013 г., отметил представитель компании). «Впервые за всю историю компании экспозиция группы ГАЗ включает принципиально новые модели во всех сегментах, в которых мы работаем: легкие коммерческие и среднетоннажные автомобили, автобусы, тяжелые грузовики», – сказал президент группы Вадим Сорокин.
Перед представлением новинок журналистам был показан новый логотип группы. С эмблемы исчезла аббревиатура ГАЗ, зубцы нижегородской кремлевской стены, а олень стал выпуклым и мускулистым. Сорокин пояснил, что изменения потребовались прежде всего для лучшего восприятия бренда на зарубежных рынках: например, ГАЗ – что кириллицей, что латинскими буквами – вызывает у потенциальных зарубежных клиентов ассоциации, не связанные с автопромом. А их мнение для компании сейчас особенно важно: группа ГАЗ планирует значительно увеличить экспорт, в том числе в страны Европы (см. статью «Коммерческий транспорт взяли на буксир» на стр. В1).
Одной из ключевых новинок группы ГАЗ на «Комтранс-2015» стал цельнометаллический фургон «ГАЗель Next» – с его помощью ГАЗ впервые вышел в сегмент большеразмерных фургонов. Он был представлен в трех версиях – грузовик, грузо-пассажирский автомобиль (комби) и микроавтобус. «Объем грузового отсека новой машины вырос на треть, увеличилось количество посадочных мест, за счет изменения конструкции дверей намного более удобными стали погрузка и разгрузка», – перечисляет представитель компании. Среди других новинок группы ГАЗ, представленных на выставке, – тяжелый грузовик «Урал Next» с двухрядной кабиной на семь человек, седельный тягач на базе «ГАЗон Next» (позволяет перевозить до 10 т груза – вдвое больше, чем базовая модель «ГАЗон Next»), автобус «Вектор Next» (способен перевозить до 53 человек, модульная конструкция позволяет производить на ее базе автобусы разной размерности).
«Камаз», экспозиция которого на «Комтранс-2015» сократилась по сравнению с 2013 г. в 1,5 раза, удивил прежде всего концептом новой кабины-трансформера, которую планируется запустить в серийное производство в 2020 г. «Предлагаемая организация пространства кабины позволяет водителю создать обстановку мобильного офиса, комфортной жилой комнаты, кухни-столовой, спортзала, что существенно меняет восприятие автомобиля», – объясняют разработчики. Кроме того, группа «Камаз» впервые привезла на «Комтранс» свои электробусы, созданные совместно с инжиниринговой компанией Drive Electro. Несколько таких машин проходят опытную эксплуатацию в Санкт-Петербурге.
Ответ иностранцев
Российской премьерой шведской Scania стал автобус Scania Touring, рассчитанный на междугородные и туристические перевозки и вмещающий до 57 пассажиров. Он имеет «ярко выраженный дизайн интерьера, новое эргономичное положение водительского кресла, множество функций для удобства пассажиров», перечисляется в сообщении компании. Всего шведская компания привезла на «Комтранс-2015» 12 машин, включая газовый автомобиль и нишевую технику – карьерный самосвал, зерновоз и проч. «Мы позитивно оцениваем итоги выставки: посещаемость нашего стенда и интерес к технике Scania были на высоком уровне, проведено около 600 встреч с существующими и потенциальными клиентами», – сказал представитель компании.
Российской премьерой Citroen стал легкий коммерческий автомобиль Berlingo нового поколения, а Fiat Professional – обновленный «каблучок» Doblo. «В 2016 г. мы планируем обновить [на российском рынке] практически всю модельную линейку: представить новый фургон и пассажирскую версию Fiat Doblo и абсолютно новый Fiat Scudo. В этом же году запланирован выход совершенно нового автомобиля – пикапа, созданного совместно с Mitsubishi», – сказал руководитель Fiat Professional в России Валентино Мунно.
От Mercedes-Benz Vans в этот раз не было громких премьер (в 2013 г. в Москве было впервые представлено третье поколение Mercedes-Benz Sprinter, а российскими премьерами стали Mercedes-Benz Citan и адаптированная версия Mercedes-Benz Sprinter Classic) – компания сделала упор на модификациях выпускаемых в России легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic – Kombi (имеет, как отмечает компания, «большое пространство для лыж, досок для серфинга или охотничьего оборудования его восьми пассажиров») и SuperBike Edition («дань быстро растущей популярности мотоциклов в России», «не только защищает мотоциклы от любопытных глаз, но и предоставляет место для команды из четырех человек»). «Мерседес-Бенц тракс Восток (СП Daimler и «Камаза») привез на выставку новые тягачи для международных перевозок Actros, которые появятся на российском рынке в 2016 г.
Китайская DongFeng Motor Corporation (DFM), крупнейший китайский производитель грузовиков, представила на «Комтранс-2015» восемь моделей. Седельный тягач DongFeng KX, по мнению компании, «является не только ведущим продуктом среди коммерческих автомобилей DFM (продается в Китае с 2014 г. – «Ведомости»), но и новой яркой звездой автосалона». «Российский рынок является одним из главных рынков корпорации DongFeng», – подчеркнул во время презентации продукции компании гендиректор DFM Пань Чэнчжэн. А директор российского офиса компании Ван Пэн пообещал «как можно дольше», несмотря на девальвацию рубля, сохранять цены на технику компании в России.
Привет из Европы
На автосалоне во Франкфурте (IAA-2015), который, как и «Комтранс», прошел в сентябре, марка Volkswagen представила псевдовнедорожную версию развозного фургона Caddy – Alltrack (ранее назывался Cross Caddy). От обычного Caddy его отличают элементы внешнего дизайна кузова – неокрашенные защитные накладки на колесных арках, порогах и нижней кромке бамперов – и варианты отделки салона. Модель поставляется в двух версиях – пассажирской и грузовой. Несмотря на название, полный привод 4Motion на автомобиле существует как опция. Caddy Alltrack появится в России в начале следующего года, сообщили в российском представительстве компании. Выбор силовых агрегатов будет аналогичен с Caddy версии Trendline.
Также во Франкфурте представлено обновление популярного пикапа Nissan NP300 Navara. У машины переработан салон, появились задняя многорычажная подвеска и новый 2,3-литровый дизельный двигатель dCi, благодаря которому должно на 24% уменьшиться потребление топлива. Машина оснащается системой камер кругового обзора и экстренного торможения перед препятствием (FEB). Когда новый Nissan NP300 Navara сможет появиться в России, пока не решено, сказали в компании. Эта модель пикапа Nissan станет основой для новых моделей партнеров. Mercedes-Benz собирается сконструировать на его основе однотонный пикап, Renault уже представила концепт такого пикапа – Alaskan – и покажет серийную версию в первой половине 2016 г. Три пикапа будут совместно производиться в Европе и Америке для разных рынков на заводах альянса Renault-Nissan.