Субсидии для автопрома в 2016 году увеличатся на 60%
Расходы бюджета вырастут из-за индексации утилизационного сбораСубсидии для российских автозаводов (компенсация части расходов на содержание рабочих мест, потребление энергоресурсов, выпуск автомобилей «Евро-4» и «Евро-5») в 2016 г. вырастут почти на 60% до 80,36 млрд руб., следует из проекта бюджета на следующий год. На фоне текущего падения рынка и производства машин в России увеличение субсидий, скорее всего, связано с планируемой индексацией утилизационного сбора на автомобили (его платят импортеры и локальные заводы), считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и подтверждает сотрудник одного из автозаводов. О том, что утилизационный сбор может вырасти примерно на 60%, предупреждал недавно министр промышленности Денис Мантуров. Индексация сбора с 2016 г. должна составить 65%, но решения пока нет, сказали вчера «Ведомостям» сотрудники двух автозаводов (этот размер указан и в материалах Минфина).
Индексация окажет поддержку местным производителям, компенсируя снижение ввозных пошлин по обязательствам перед ВТО, объясняют они. Правда, из-за девальвации рубля барьер в виде утильсбора значительно снизился, напоминает Беспалов. Но поддержка заводам нужна – локализация выпускаемых в России иномарок и некоторых отечественных моделей сейчас невысока, объясняет он.
Прибавка для бюджета
Доход бюджета от индексации утильсбора на автомобили и его распространения на самоходную технику и прицепы вырастет в 2016 г. на 56,58 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту бюджета.
Субсидирование железнодорожных тарифов для перевозки автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, в 2016 г. предполагается сохранить в бюджете на уровне текущего года (3,2 млрд руб.). В этом регионе расположены совместные предприятия «Соллерса», но сейчас здесь собираются только модели Mazda. В этом году была приостановлена сборка SsangYong и прекращен выпуск Toyota Land Cruiser Prado, кроме того, СП «Соллерса» с Mazda потеряло льготы по ввозу автокомпонентов. Видимо, чиновники рассчитывают, что в 2016 г. по мере стабилизации ситуации на рынке нормализуется и выпуск машин на Дальнем Востоке, комментирует Беспалов.
В проекте бюджета появились и новые меры поддержки. Помимо традиционного субсидирования части процентных выплат по кредитам и выплат купонного дохода по облигациям для реализации инвестпроектов (на это в 2016 г. предполагается выделить 5,18 млрд руб.), появилась отдельная строка похожего содержания, но рассчитанная только на производителей грузовых машин (827 млн руб.). Это связано с выпуском облигационных займов «Камаза» под госгарантии, который компания размещает с 2015 г. для финансирования своей инвестпрограммы, поясняют сотрудники двух автозаводов. В проекте бюджета появилось также 2,2 млрд руб. «на компенсацию части затрат, связанных с созданием и организацией производства транспортных средств с дистанционным и автономным управлением». На эти средства также претендует «Камаз», который собирается наладить серийное производство автомобилей с автономным управлением, говорит источник, близкий к компании. Стоимость всего проекта оценивается в 17–18 млрд руб. Интерес к выпуску беспилотных машин проявляет и группа ГАЗ.
По мере восстановления рынка государство будет сокращать поддержку отрасли, прежде всего по стимулированию спроса на рынке, говорит Беспалов. В 2016 г. ожидается небольшой рост экономики в России, который приведет и к развороту на рынке автомобилей, замечает он.